III Всероссийская конференция «Технологии развития личности в условиях современной медиасреды», организованная доцентом кафедры психологической антропологии Н.Б. Ковалевой, прошла в Институте детства МПГУ 2 декабря 2017 года. Событие, собравшее вокруг себя ученых и практиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и других городов России оказалось насыщенным, ярким и многоплановым. Проблемы развития личности в цифровую эпоху обсуждались в фокусе психологической антропологии исследователями, специализирующихся в различных областях гуманитарного знания: психолингвистике, визуальной антропологии, медиаобразования, искусствоведения, психологической и педагогической герменевтике и антропологии и других сферах. В соответствии с программой, наряду с пленарными докладами и интерактивными выступлениями были представлены разнообразные мастер-классы, организованные по нескольким секциям что позволило обобщить опыт научно-практической работы известных ученых, молодых исследователей, учителей, практических психологов в сфере визуальной антропологии (руководитель направления профессор А.С.Обухов), в сфере медиагерменевтики (направление, развиваемое под началом доцента Н.Б. Ковалевой) и непосредственно в сфере психолого-педагогической антропологии (руководитель и.о. зав. кафедрой, профессор, действительный член АПиСН И.Д. Демакова). Изюминку конференции также составил фрагмент сюжетно-деятельностной игры, разработанный и проведенный под руководством Н.Б. Ковалевой командой герменевтического клуба на основе модельной ситуации, построенной на основе рассказа Рэя Брэдбери «Все лето за один день» и мира Подземья, моделируемого по мотивам «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса. Игра позволила объединить более 50 участников данного фрагмента СДИ в едином символическом действии, рожденном «здесь и сейчас» в творческой работе мини-групп.
Конференция вызвала множество откликов, в которых особо отмечены содержательность докладов и выступлений, яркость и полезность мастер-классов, воодушевляющий характер сюжетно-деятельностной игры,теплая атмосфера и праздничная со-бытийность конференции в целом.
Вот некоторые отзывы студентов и магистрантов МПГУ и МГУ:
«2 декабря В МПГУ прошла конференция, посвящённая “Технологиям развития личности учащихся в условиях медиасреды.” (плюс бонус в виде КРИ).
Я хотела поехать на конференцию к самому началу, чтобы не пропустить доклады, но я смогла приехать только спустя час конференции. Я приехала как раз к середине пленарных докладов. В них говорилось о том, что проблемой нашего времени является то, что дети слишком рано знакомятся с медиасредой, а точнее с частью медиасреды в виде информационных технологий (телефоны, планшеты, компьютеры и т.п.). Было очень интересно слушать, так как проблема действительно актуальна для нашего времени. Технологии должны быть использованы в меру. Но дети младшего возраста зачастую выходят в интернет даже чаще, чем взрослые. Это очень сильно влияет на детей, у них появляется некая зависимость к информационному миру, от которой нужно избавляться как можно раньше. После маленького перерыва начались секционные доклады и выступления. Я выбрала секцию с темой: медиакультура, медиаобразование, акмеология. С докладами выступали: Луиза Игоревна Адамян, Наталья Леонидовна Бондарь, Федор Алексеевич Ковалев, Алла Николаевна Фоминова, Ольга Яковлевна Гаврилова. Были темы, которые очень пересекались с пленарными докладами, а именно влияние информационных технологий на детей, но были и такие темы, которые меня очень поразили и в них для меня было всё новое, это темы: «Роль ритуальных практик в современной культуре Ирана» (Л.И. Адамян) и “Понимание Евангельских образов как основа развития самосознания детей” (Ф.А. Ковалев). Эти две темы я слушала, совершенно ничего о них не зная, это очень обогатило мой кругозор.
После этих докладов я пошла на потрясающий мультфильм Фредерика Бека «Человек, который сажал деревья”. После него я была под таким впечатлением, что, когда началось обсуждение, я почти ничего не могла сказать, в моей голове крутилось столько мыслей, столько удивления, что это сложно передать словами. Тем удивительнее были открытия участников и сценарные разработки преподавателей биологии, английского языка и истории, созданные вокруг фильма. Особенно интересными показались выступления О.В. Доценко и Н.Н. Акчуриной. Медиагерменевтические возможности понимания современного киноязыка в выступлении магистрантки кафедры Т.А. Ковалевой позволили обнаружить приемы манипуляции сознанием в известных рекламных роликах, о которых я не задумывалась.
После всех докладов началась самая увлекательная часть – это была игра, которая для нас была тайной, мы не знали что именно будет. Мы разделились на две группы, так как я уже была на подобной конференции, то некоторых участников я отлично помнила и мне было очень легко и приятно с ними работать. Во время игры мы как-будто попали в настоящую сказку (актёры были идеально подобраны и выполнили свою роль на 200%). Мы прониклись всей этой атмосферой и очень старались качественно выполнять задания, которые нам давала «Королева и Марго». Столько интересных идей звучало от участников, что сразу понимаешь насколько мы все разные и интересные по-своему. Во время второго задания (действиями постараться переубедить марго вернуться) у нашей группы была отличная идея, но мы так много времени потратили на её придумку, что совсем не успели отрепетировать нашу сценку, и нам пришлось импровизировать. Это было даже как-то легко, потому что мы научились за такое короткое время понимать друг друга и работать сообща.
Я безумно благодарна тому, что провела субботу именно так, та атмосфера конференции была настолько домашней и уютной, что это очень погружало во все темы, задания, обсуждения, не было стеснения или страха высказать своё мнение. Буду ждать следующего подобного события (2 курс ППД, М. Тертесян)
….Поразила глубина и яркость доклада профессора Дианы Борисовны Богоявленской о творчестве как основы профессионализации. Заинтересовало выступление Ирины Викторовны Лопатковой про художественную идентичность. Даже захотелось взглянуть на портреты людей с этой стороны. Вообще тема медиасреды оказала интересно и когда Ирина Владимировна Жилавская сказала что медиасреда это не “железо” а и наскальная живопись тоже является таковым. Я открыла для себя мир заново и вообще в целом почти в каждом выступлении открывалось что-то новое….(3 курс ППД, В. Сидорова)
….Больше всего мне импонировали постановка проблемы развития личности в цифровую эпоху, проиллюстрированная яркими художественными образцами в начале и конце пленарного заседания в рамках доклада руководителя конференции Натальи Борисовны Ковалевой, тезис гермевтическом понимании ученика, раскрытое на ярих примерах в докладе профессора Ирины Дмитриевны Демаковой и выступление Луизы Игоревны Адамян про культуру и традиции Суннитов и Шиитов в Иране…. Во время всей конференции царила очень уютная и дружеская обстановка, что придало особый шарм этому мероприятию. Данная конференция подарила мне очень много положительных эмоций и бесценных знаний, которые помогут мне сформироваться в профессиональном плане моей будущей профессии (студент 3 курса ИнЯза В.Баринов)
…Конечно, другие доклады и выступления не прошли мимо меня и не остались вне моего интереса. Мне запомнились доклады Екатерины Вячеславовны Трифоновой «Компьютерные технологии, игры и игрушки в практике дошкольного образования: история и современность» и Натальи Леонидовны Бондарь «Без руля и ветрил: опыт работы с проблемами раннего погружения в электронную медиасреду». Почему именно эти доклады?! Потому что, как мне кажется, эти темы современные и актуальные, достаточно свежие данные исследование и статистика, что дало мне взглянуть более полно на то, что сейчас происходит с детьми, как с ними взаимодействовать в эпоху компьютеризации и развития технологий (студентка 3 курса ИнЯза А.Рой )
…Хотелось бы выразить благодарность за организацию и проведение III Всероссийской научно-практической конференции «Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды”. Многие интересные мысли прозвучали в рамках докладов и выступлений в секции «Медиакультура, медиаобразование, акмеология». В докладе «Компьютерные технологии, игры и игрушки в практике дошкольного образования: история и современность» к.психол.н., доцент КПА Института детства МПГУ, Екатерина Вячеславовна Трифонова подняла очень важную проблему – создание ситуации постоянного решения ребенком чужих задач, при которой ребенок не научается ставить перед собой именно свои задачи, что приводит к дальнейшей дезориентации личности во взрослой жизни. Также имеет место тенденция подмены цели средствами достижения этой цели, когда жизнь начинают выстраивать вокруг навязанных рынком потребностей, в частности компьютеризация ради компьютеризации, а не для решения конкретных стоящих перед ребенком задач. Наталья Леонидовна Бондарь, психолог Международной английской школы, в своем докладе «Без руля и ветрил: опыт работы с проблемами раннего погружения в электронную медиасреду», выявила феномены «нового детства», среди которых: мода на агрессивное самовыражение, навязчивое распространение подростковой субкультуры, социальная инфантилизация и др. Она рассказала о методиках, применяемых в детском саду для решения одной из самых главных задач педагогики – сохранения человеческого в человеке. Луиза Игоревна Адамян, к.психол.н., доцент КПА Института детства МПГУ, выступила с докладом «Роль ритуальных практик в современной культуре Ирана», и продемонстрировала видеофрагменты данных практик, которые позволили с больше наглядностью отразить культурную глубину этого феномена. Любовь Вадимовна Новожилова, магистрантка кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, в своем докладе «Сюжетно-деятельностные технологии формирования образа «Мы» у детей 6-10 лет» также продемонстрировала фильм, а также рассказала о том, как можно работать с текстом книг для детей, в данном случае это были произведения известной финской писательницы Туве Янсон о Мумми-троллях. Было особенно интересно узнать и увидеть, как дети символически изображали дружбу в виде веревочки, которую держали все участники команды: нельзя тянуть слишком сильно в свою сторону, нужно помнить о том, что ты не один. С интересным докладом выступил Федор Алексеевич Ковалев, куратор образовательных программ» АИС, «Понимание Евангельских образов как основа развития самосознания детей и молодежи». Было очень интересно услышать новое прочтение Евангельского рассказа о воскрешении дочери Иаира, его символического толкования, того, как это может быть применено к жизни, к тем процессам, которые происходят внутри человека. Ольга Яковлевна Гаврилова, преподаватель КПА, выступила с докладом: «Современные средства коммуникации как инструмент введения исследовательской и проектной деятельности в образовательное пространство», который стал интересен приведенными результатами исследования, из которых можно узнать об отношении и намерении использовать возможности современных средств коммуникаций будущими преподавателями. Также хотелось бы упомянуть о мастер-классе, проведенном Аллой Николаевной Фоминовой, профессором кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, к.психол.н., «Развитие неформальной мыслительной деятельности в процессе обучения школьников и студентов». Вниманию аудитории был предложен текст «Что случилось с Аланом?». Ведущей были продемонстрированы возможности методики, направленной на развитие неформальной мыслительной деятельности, которые помогут понять мотивы поступков другого человека, его поведения, способствуют развитию эмпатии.
Между пленарными докладами и секционными докладами и выступлениями Н.Б. Ковалевой в качестве послесловия к докладам и дальнейшей проблематизации участников был продемонстрирован мультипликационный фильм «Ветер, который снесет вам крышу». Эта картина является очень интересной и многозначной, поднимает вопросы бытия, побуждает к экзистенциальным размышлениям. Далее вниманию аудитории был представлен рекламный ролик газеты the Guardian, который заставляет задуматься о прочтении информации, ее трактовке и намеренном искажении СМИ, и необходимости разработки технологий, позволяющих противостоять манипуляциям медиа. На конференции были предложены такие технологии, в частности в технологиях медиагерменевтики – нового научно-практического направления, разрабатываемого исследовательской группой Н.Б. Ковалевой. (магистрантка 2 курса кафедры психологической антропологии А. Котова).
….. Мне как филологу было очень интересно слушать академический доклад профессора ТвГУ Н.О. Золотовой. Хочу отметить доклад Н.Б. Ковалёвой на тему «Медиагерменевтика как гуманитарная технология развития личности детей и молодёжи». Благодаря этому обсуждению я задумалась о медиагерменевтике, как о гуманитарной технологии, которая, на мой взгляд, определяет трансформацию условий развития современного образования и культуры. Уверена, что все обсуждаемые проблемы являются актуальными среди основных проблем современности. От их решения во многом зависит будущее.Также, моё внимание привлекли мастер-классы А.С.Обухова «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры: диалог и взаимодействие» где я узнала много нового о народной культуре и традициях Башкортостана и способах исследования и последовавший за ним доклад Е.И. Адамян, показавшей интересные интервью о самых ярких событиях жизни представителей старшего поколения. «АртКулинариУм: От мира искусства к миру души(игровая практика)» Н.В.Давыдовой и Ереминой Маргариты. Это было ярко, оригинально и познавательно. Думаю, что эти мастер-классы помогут мне в будущем в формировании моей собственной модели проведения уроков и применении её на практике. Спасибо! За представленную возможность присоединиться к вашей конференции. Желаю вам новых открытий, множество идей и их успешной реализации! (Студентка 3 курса ИнЯза С. Полякова)
… Не могу не отметить доклад Марии Евгеньевны Богоявленской про одаренность детей. Было много сказано про различие одаренных и способных детей, а также про одаренность в целом, что она проявляется в творчестве и одаренным может стать каждый – главное иметь мужество, так говорила М.Е. Богоявленская. Также были интересные данные о развитии учащихся в Санкт-Петербурге на основе психологической диагностике в докладе Е.В. Яхудиной и ее коллег из ЛГУ им. А.С. Пушкина Н.В. и И.Д. Головешкиных, которые в дальнейшем показали занимательный мастер-класс в формате настольной игры «Семейная история». В заключение конференции замечательные ребята из Герменевтического клуба под руководством Натальи Борисовны Ковалевой провели чудесную ролевую игру, где участником мог стать любой желающий. Каждый был погружен в жизненную историю девочки по имени Марго и каждый был готов спасти ее из темного царства королевы. Интересна была задумка организаторов ролевой игры – театрализованная постановка с Королевой и Марго, где участники могли в живую пообщаться с королевой и Марго, что придавало игре больший азарт и полную включенность участников. Спасибо большое всем, кто был причастен к данной конференции. Очень душевная и дружеская атмосфера царила на ней. (3 курс ППД, Л. Хилик)
…. Больше всего в этой части мне запомнилось выступление Л.А.Алексеевской на тему «Игра по книге или мультфильму как способ освоения эмоциональных отношений между людьми у детей с расстройствами аутического спектра». Я осталась под большим впечатлением после этого доклада. Я узнала новый эффективный подход, который сразу захотелось применить на практике.
В завершении конференции состоялась коммуникативной ролевая игра «Диалог как творческое со-бытие». Эта часть для меня была самой яркой за весь день. Помимо того, что мы разбирали ещё один метод на практике, мы его решали и проговаривали сами. С помощью командной беседы мы выходили на определенные ситуации, которые действительно могут помочь человеку, в данном случае – главной героиней – Марго. Данная игра проходила в формате небольшого тренинга. Сначала мы познакомились, потом обсудили ранее услышанный нами отрывок, после чего начали совместно искать решение проблемы (2 курс ППД, Е. Саина)
… В эту субботу прошла конференция «Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды” . К своему сожалению, я смогла принять участие исключительно в КРИ, но этим опытом мне хотелось бы поделиться. КРИ субботнего вечера стало для меня удивительным опытом. На мой взгляд то пространство, в которое погружаются участники, задает не просто вектор развития, но и насыщенную духовную среду для работы. Опыт проживания, лично для меня, глубоко запечатлевается в сознании не просто как новая информация, но прежде всего, как некоторый жизненный опыт. Не смотря на то, что КРИ состоялся под конец и участники конференции были уставшими, а времени на полноценное погружение не было, момент глубокого общего проживания для меня стал одним из самых ярких событий вечера. Когда образ соединяется с групповой работой и специально созданной средой, на мой взгляд, рождается не только внутреннее усвоение, но и некоторая духовная практика. Для КРИ необходима работа с образом, но силу этого можно понять, только столкнувшись с ним напрямую. Лично для меня тот образ, который создали участники, образ раскрытых ладоней, несущих солнце, оказался очень сильным. Всегда существует опасность не серьезного восприятия, когда участники не могут полностью пережить событие, но то, что такой образ был создан и то, как он отразился на общую атмосферу КРИ, на каждого из участников, для меня значит очень много, прежде всего потому, что зарядил черно-белую информацию энергией жизни, а значит дал толчок к новой ступеньке в моем развитии. (Студентка МГУ М.Золотова)»