17 июля лётчики Военно‑Морского Флота (ВМФ) отмечают профессиональный праздник — День авиации ВМФ России. Праздник был учреждён в 1996 году, а дата была выбрана в связи с тем, что 17 июля 1916 года была одержана первая победа российских морских лётчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем.
В этот день четыре гидросамолета М‑9 с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота провели воздушный бой над морем для защиты русской военно‑морской базы на острове Сааремаа от ударов германских самолетов. Два самолета противника были сбиты, а ещё два обратились в бегство. Российские самолёты вернулись без потерь.
В 1913‑1914 годах в России впервые были сформированы авиационные войсковые подразделения, в том числе гидроавиационные станции для морского флота. В тот же период проведены первые полёты русского гидросамолета С‑10, разработанного Игорем Сикорским. К началу Первой мировой войны у России было 65 морских военных самолётов.
В июле 1917 года было создано Управление морской авиации и воздухоплавания, а в составе ВМФ — две воздушные дивизии (на Балтийском и Чёрном морях). Затем отряды гидросамолетов появились в составе Волжской, Каспийской и других флотилий.
В 1937 году был создан Народный комиссариат Военно‑Морского Флота, а морская авиация получила название Военно‑воздушных сил ВМФ. К началу Великой Отечественной войны парк морской авиации насчитывал около 3 тысяч боевых самолётов.
В настоящее время собственной авиацией располагают все четыре флота — Балтийский, Тихоокеанский, Северный и Черноморский. Подразделения обладают современным вооружением, позволяющим решать весь спектр боевых задач.
В 2024 году у морских летчиков появился официальный символ — флаг морской авиации, представляющий белое прямоугольное полотнище с изображением золотистого якоря с крыльями на якорной цепи на фоне перекрещённых сине-голубых лучей. Эта эмблема символизирует морскую службу, скорость, мобильность и традиционные цвета формы морских лётчиков.
Управление протокольных мероприятий