День российской почты — профессиональный праздник работников почтовой связи, отмечаемый в России с 1994 года ежегодно во второе воскресенье июля. В 2025 году он приходится на 13-е число.
В России история почты начинается со времён правления Петра I. В 1693 году император издал указ об организации почтовой линии, связывающей города по пути от Москвы до Архангельска, а в 1721 году он же ввёл должность генерал-почтмейстера, благодаря чему почтовые учреждения обрели чёткую иерархическую структуру. Высшими органами стали почтамты, которым подчинялись губернские почтмейстеры, а губернским — уездные. Низшей ступенью местного почтового управления были почтовые станции.
В 1833 году в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта. Город был разделён на 17 почтовых округов, а приём писем вёлся в 45 пунктах. Корреспонденцию забирали трижды в сутки, затем отвозили на почтамт, там сортировали и затем доставляли адресатам.
В XIX веке Россия одной из первых стала доставлять письма и посылки на поездах, а с 1922 года их начали перевозить на самолётах.
Современная «Почта России», несмотря на стремительное развитие цифровых технологий (особенно в сфере коммуникаций), всё равно остаётся крайне разветвлённой сетью региональных отделений, но теперь уже (в отличие от прежних времён) предоставляющих самый широкий спектр услуг — отправку и доставку почтовых отправлений (писем и открыток, бандеролей и посылок), выплату пенсий и социальных пособий, оплату коммунальных платежей, распространение печатной продукции и даже оказание финансовых услуг.
В настоящее время «Почта России» включает около 38 тысяч отделений связи по всей стране, которые ежегодно принимают примерно 2,6 миллиарда писем и счетов, а также почти 400 миллионов посылок. Также ежегодно через «Почту России» проходит более 2,6 триллиона рублей, включая платежи, переводы и пенсии. Численность работников «Почты России» составляет более 310 тысяч человек.
В 2019 году советом директоров «Почты России» была принята стратегия развития на период с 2020 по 2030 годы, которая нацелена на всестороннюю трансформацию национального почтового оператора в современную цифровую компанию, обеспечивающую перемещение товаров в реальном мире с помощью цифровых решений.
Управление протокольных мероприятий