Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

ИКТ и системы в образовании в программе ИМО

Новости МПГУ

 

Какими новыми знаниями в области ИКТ можно поделиться с представителями поколения Z, которые, живя в мире информационных технологий, знают о нем, казалось бы, все?

Анна Викторовна Ястребова, невероятно искренний, добрый и внимательный педагог, считает, что ИКТ – это не только таблицы Excel и рисунки в Paint, – то, чем многие занимались на уроках информатики в школе, – но и по-настоящему полезные знания для будущих педагогов.
Планируя курс, Анна Викторовна знала, что студенты прекрасно разбираются в онлайн-среде, поэтому было бы бессмысленно рассказывать им о том, как включать и выключать компьютер и устанавливать программы: они сами, даже если изначально и не знают, как это сделать, интуитивно разбираются в мгновение ока. Цель, которую преследовала преподаватель заключалась в том, чтобы дать обучающимся что-то прикладное: то, что они могут тут же применить на практике. Посоветовавшись с другими педагогами и обсудив с ними то необходимое, что следует знать каждому будущему учителю, Анна Викторовна приступила к реализации этих идей.

Курс “ИКТ и системы в образовании” длится два семестра. Первый из них посвящен онлайн-курсам, индустрия которых сейчас переживает особую популярность и в связи с этим пользуется высоким спросом. За это время студенты затронут такие вопросы, как: что такое онлайн-курсы, зачем они нужны, какие бывают, что из себя представляет хороший онлайн-курс, что он в себя включает и так далее, но основной упор будет сделан именно на практику. Задача, которую ребятам предстоит решить к концу этого полугодия – создать собственный онлайн-курс, который в будущем можно будет использовать со своими учениками. Ребята шаг за шагом продумают все детали: от цели курса и его целевой аудитории до содержания и оформления.
Анна Викторовна поделилась с нами своими впечатлениями от результатов, полученных студентами ныне второго курса: “В прошлом году, мне кажется, проекты были очень удачными, а один из них, посвященный дебатам, насколько я знаю, даже пригодился в деятельности ИМО”.

Во втором семестре студенты занимаются реализацией уже двух проектов: созданием базы данных со всеми необходимыми для преподавателя материалами и портфолио для учителя.
Не секрет, что у многих практикующих педагогов есть материалы, которые они время от времени применяют на своих занятиях, но эти ресурсы, как правило, разрозненны: записаны в сотнях тетрадей или спрятаны в разные папки на рабочем столе компьютера. База данных – это сервис, где каждый студент индивидуально выбирает те платформы, учебники и задания, которые лично сочтет наиболее полезными, и сохраняет их в одном систематизированном месте. Ресурс, используемый при этом позволяет удобно группировать схожие материалы, добавлять личные комментарии об их эффективности и не только, записывать мнения учеников на этот счет. На парах студенты помогают друг другу: разобрав тот или иной сайт, игру или учебник, они делятся своими наблюдениями с одногруппниками, – таким образом, задача каждого в этом вопросе упрощается. Ресурс, который студенты получат в конце и который будет регулярно расширяться ими уже вне курса индивидуально, будет полезен как для действующих, так и для начинающих педагогов, ведь порядок – залог продуктивной и успешной работы.

Второй проект семестра – портфолио преподавателя. При подаче заявки на конкурс стажировок, при устройстве на работу в России или за рубежом одним из главных требований и, в связи с этим, основной головной болью является портфолио – личные успехи и достижения, умения и опыт. У студентов ИМО есть прекрасная возможность решить эту проблему даже до ее поступления. Несмотря на то, что формат данного документа может меняться с течением времени, студенты будут иметь общее представление о том, как выглядит портфолио преподавателя, что оно должно содержать, и, конечно, у них будет наглядный пример – собственное портфолио, актуальное на момент его создания.

Анна Викторовна придерживается мнения, что у студентов должна быть свобода выбора, поэтому при реализации каждого из проектов она позволяет им самостоятельно решать те или иные вопросы: какую тему для онлайн-курса выбрать, на какой платформе работать и какие материалы использовать; какие активности добавлять в базу данных, а какие нет; как оформить портфолио и так далее. Ребята это особенно ценят, ведь, если бы содержание проектов, создаваемых для них самих, было бы заранее предрешено, они, наиболее вероятно, не были бы достаточно мотивированы создавать по-настоящему полезный и эффективный контент.

Студенты поделились своими впечатлениями о курсе.

?Дарья Долгих:

“При поступлении у меня были большие надежды на предмет ICT, так как он профильный на моей программе. Было много ожиданий: от овладения навыками работы с компьютером до изучения основ программирования. То, чем мы в действительности занимаемся на занятиях, однако, напрямую связано именно с педагогической деятельностью (и это даже лучше!): мы исследуем онлайн-ресурсы и обсуждаем возможности применения их на практике. Интересно то, что, как выяснилось, в преподавании совершенно не обязательно использовать исключительно образовательные платформы: при грамотном подходе все – от Pinterest до сайтов с играми – может способствовать эффективности обучения.
Эта дисциплина длится у нас уже второй семестр, а занятия по-прежнему увлекательные: на каждой паре обязательно происходит что-то интересное. Причинами этого, на мой взгляд, являются как постоянное развитие компьютерных технологий, так и мастерство Анны Викторовны Ястребовой.
Анна Викторовна – чуткий человек и профессионал своего дела; она всегда придумывает способы оригинально преподнести и без того интересный материал, который она, кстати, тоже тщательно подбирает. Одна из самых любимых частей занятия – это когда Анна Викторовна дает небольшой мастер-класс по проведению какой-либо части урока, и позволяет нам представить себя маленькими учениками. Это всегда просто и наглядно, благодаря чему на занятиях царит приятная атмосфера.
Сейчас в рамках предмета ICT мы занимаемся созданием базы данных со всевозможными платформами, темами для изучения и упражнениями для них, что несомненно очень пригодится нам в будущем”.

?Полина Петренко:

“Хотя изначально дисциплина показалась мне немного странной из-за того, что мы занимались довольно очевидными вещами, сейчас я вижу, что ICT, как предмет, полезен не столько преподаваемым материалом, сколько теми ресурсами, которые нам дают во время пар. В этом плане ICT менее традиционный предмет, так как модель обучения и следовательно, сама польза от предмета, другая.
Педагогу он может помочь, как я уже сказала, самими ресурсами, с которыми мы работаем. Также практика и опыт использования этих ресурсов в рамках пары очень помогают таким людям, как я, которые вне занятий с трудом могут себя заставить что-то сделать. В целом предмет позволяет мне получить много инструментов для обучения и практику в их применении, не выходя за рамки пар, что мне лично очень нравится.
Анна Викторовна – прекрасный педагог, понимающий и дающий четкие инструкции. Ее манера общения, принципы ведения урока и способы подачи материала для меня очень органичны. Количество материала так же хорошо выверено: его не слишком много, но и не мало. Преподаватель смогла создать такую атмосферу, когда не страшно отстаивать свою позицию, что я считаю достижением”.

?Анастасия Шпаковская:

“ICT – одна из любимейших моих дисциплин еще с первого курса. Во время занятий мы не только узнаем о самых полезных инструментах для работы, но и приобретаем навыки, которые позволят нам в будущем не отставать от технического прогресса. Каждое занятие открывает для нас новые инструменты, новые способы их применения, и новые возможности доступных технологий; мы получаем опыт преподавания, вдвойне полезный за счет исчерпывающего фидбека.
Продуктивное обучение в среде дополненной или виртуальной реальности, руководство собственным массовым онлайн-курсом, легкая организация наших знаний и опыта в личной базе и многое другое, – всё это мы можем благодаря курсу ICT с Анной Викторовной, невероятным педагогом, обладающим способностью поддерживать в любой ситуации дружелюбную атмосферу, помогающую студентам высказываться, пробовать себя в роли педагога; каждое занятие делящимся своей увлеченностью, позитивным настроем, и, конечно, своим опытом, показывающим на собственном примере, что ученикам можно открыть целый мир возможностей.
Курс ICT даёт нам понимание необходимости всё время двигаться вперед, изучая всё доступное в реальном мире и в мире технологий, делиться, организовывать себя, практиковаться, и, что особенно ценно для нас, как студентов, позволяет нам вынести из занятий не только лишь конспекты, информацию, знания, умения, навыки, но и ощутимые, существующие в реальности результаты нашей учёбы, как, например, личное “хранилище знаний”, которое останется с нами надолго и не раз поможет в работе!”

ИКТ и системы в образовании – предмет, ориентированный на создание практически полезных, готовых к использованию материалов для педагога. За один учебный год студенты узнают множество интересных и по-настоящему полезных вещей, актуальных в мире информации. Создание онлайн-курса, разработка собственной базы данных с необходимыми материалами и портфолио преподавателя – три огромных шага, сделать которые необходимо и крайне ценно для будущих педагогов.

Автор: Анна Бродецкая

Медиа блок ИМО

25 / 11 / 2021

Показать обсуждение