16 октября 2021 г. в стенах Корпуса гуманитарных факультетов МПГУ школьники разных возрастов познакомились с методикой создания экскурсионных маршрутов и испытали себя в роли организаторов на образовательном мастер-классе «Имя ему – экскурсовод: создай свой экскурсионный маршрут!». Мероприятие проводится Центром поисковой работы и историко-культурного туризма Института истории и политики МПГУ (директор Анатолий Фролович Тимакин) уже второй год не оставляет никого равнодушным и позволяет открыть новые способы реализации своих организаторских способностей.
В мастер-классе приняли участие ученики 6-11 классов ГБОУ «Школа № 924», ГБОУ «Школа № 1274 им. В.В. Маяковского», ГБОУ «Школа № 1434», ГБОУ «Школа № 345», ГБОУ «Школа № 1002», ГБОУ «Московская международная школа», ГБОУ «Школа № 504», ФГБОУ ВО «Лицей МПГУ», представляющих такие округа города Москвы, как Центральный, Западный, Восточный, Южный, Юго-Восточный. Также активное участие приняли студенты, аспиранты и выпускники Института истории и политики и Института филологии МПГУ.
Мастер-класс состоял из двух частей. Первая – теоретическая, которая была направлена на изучение деятельности экскурсовода. В содержание этапа входило: рассказ о методах показа и рассказа, которые применяются при работе с объектами экскурсии (историческими зданиями, памятниками культуры), разбором распространенных ошибок экскурсоводов (не проработанность маршрута и содержания, отступление от темы, монотонность речи, отсутствие взаимодействия с группой). Кроме того, был сделан упор на усвоение этапов подготовки пешей экскурсии с применением электронного ресурса «Яндекс-карты» и технологических карт, позволяющих сформировать основу для экскурсионного маршрута. Данной теоретической базой четко и доходчиво поделилась Эльмира Полатханова – опытный экскурсовод, аспирант кафедры истории России и сотрудник Центра.
И это только начало субботнего дня! Участникам было предложено тут же применить полученные знания в практической части: составить собственный экскурсионный маршрут по нескольким проблематикам, связанным общей темой «Военная Москва.1941-1945 гг.». Организаторами данное историческое событие выбрано неслучайно: в 2021 году празднуется 80-я годовщина начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой.
Мозговой штурм обучающиеся проводили, разделившись на команды: «Вестники Победы», «Россия», «Победа», «Дружба», «Сталкеры». Им необходимо было разработать маршруты по технологической карте с использованием «Яндекс-карт» и представить результат работы по определенным вопросам: «Перо отсвечивает военной сталью»: советские корреспонденты о Великой войне, «Жители района в рядах дивизий народного ополчения города Москвы: 5-я дивизия (Фрунзенского района) Московского ополчения», «Парад 1941 г.: зачем был необходим торжественный парад 7 ноября, когда война только началась?», «Исчезновение Кремля: как маскировали главную цель вражеской авиации во время войны?». Для проработки маршрутов команды должны были выполнить несколько познавательных заданий, отвечая на вопросы и находя ответы в исторических документах.
Приведенная тема Московского народного ополчения затрагивает историю и нашего университета. В ряды 5-й дивизии Фрунзенского района (113-ая стрелковая дивизия) вступали студенты, преподаватели и сотрудники МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ). Составленный участниками мастер-класса маршрут является основой будущей экскурсионной программы Центра поисковой работы и историко-культурного туризма в рамках мемориально-патронатных акций.
Курировали работу команд студенты, аспиранты и выпускники исторического и филологического факультетов МПГУ: Алина Воронцова, студентка 2-го курса; Светлана Выборнова, студентка 3-го курса; Мария Савицкая, студентка 3-го курса; Наталья Чугунова, студентка 4-го курса; Юлия Яковлева, студентка 1-го курса магистратуры; Крылова Элина, аспирант кафедры истории России ИИиП; Ксения Шилова, аспирантка кафедры методики преподавания и учитель истории в ГБОУ «Школа №667»; Павлов Евгений, выпускник МПГУ и сотрудник Центра.
По окончании мероприятия участники представили красочные афиши и рассказали о своих экскурсионных проектах. Каждому обучающемуся были вручены подарочные наборы и отправлены электронные сертификаты.
Предлагаем прочитать отзывы, написанные участниками мастер-класса:
Кира Шмагина, ученица 10-го класса ГБОУ «Московская международная школа»:
«На образовательном мастер-классе «Имя ему – экскурсовод: создай свой экскурсионный маршрут!» в рамках Университетских суббот нам была не только прочитана лекция, но и дана практическая часть. Вначале нам рассказали о необходимых умениях экскурсовода, о видах экскурсий и этапах подготовки, показали наглядно технологическую карту экскурсии и объяснили, как ей пользоваться, а потом мы применили всю теорию на практике. Распределившись по группам, мы проходили “квест”: создавали свою экскурсию по местам, связанным с началом Великой Отечественной войны, на основе выполненной викторины, а затем составляли афишу из фотографий того времени. И, конечно же, в конце выступали с получившимися маршрутами. Все было очень познавательно, увлекательно и интересно. Спасибо организаторам и ведущей Эльмире Руфатовне Полатхановой».
«Я не пожалела, что пришла на образовательный мастер-класс, поскольку получила много новой и полезной информации по созданию пеших экскурсий. Я уверена, что закрепленная на практике теория по методике созданий экскурсий в будущем мне обязательно пригодится!», – делится Ульяна Савицкая, ученица 6-го класса МБОУ «Школа №7» г. Наро-Фоминск МО.
Светлана Выборнова, студентка 3-го курса ИИиП МПГУ:
«Мастер-класс «Имя ему – экскурсовод: создай свой экскурсионный маршрут!» – это отличная комбинация теории и практики для тех, кто неравнодушен к экскурсиям. Мероприятие проходило в очень информативном и познавательном ключе. Благодаря теоретическому материалу, полученному на мастер-классе, представления о понятии “экскурсия” расширились. Не могу не отметить и такой важный момент теоретической части, как коммуникация с аудиторией: участники мастер-класса активно подключались к размышлениям о том, что из себя представляет экскурсия, какие методы и приёмы используют экскурсоводы и т. д.
Хорошей задумкой было объединение школьников разных возрастов мастер-класса в небольшие группы для создания собственного варианта экскурсии. На данном мероприятии все участники групп смогли проявить себя не только с организаторской стороны, но и с интеллектуальной, творческой и ораторской».
Иван Козлов, выпускник МПГУ и учитель МБОУ «Школа № 18»:
«Ученики из Школы № 18 города Красногорск посетили МПГУ, в стенах которого была проведена прекрасная лекция по составлению пешеходных экскурсий и даже был дан шанс самостоятельно создать пеший маршрут. Я являюсь выпускником Института истории и политики МПГУ, и мне очень понравилось проведённое мероприятие: была показана та высокая планка, которую всегда ставит перед собой исторический факультет».
«Хочу выразить благодарность организаторам за это мероприятие! – пишет Маша Фроликова, ученица 10-го “Ф” класса ГБОУ «Школа №1434», – Для себя я впервые открыла такие ресурсы, как Яндекс-карты, pastvu.com, um.mos.ru, которыми поделилась ведущая Эльмира Руфатовна на лекции. Уверена, что они мне пригодятся в будущем. Практическая часть была не менее интересной: мы разделились на команды и создавали экскурсию. Во-первых, это очень полезно в плане коммуникации: ты оказался с абсолютно незнакомыми людьми, надо договариваться, общаться. И, во-вторых, я узнала много о теме нашей экскурсии, 5-й дивизии (Фрунзенского района), которая обороняла нашу страну от немецко-фашистских захватчиков на подступах к Москве».
«Мне довелось побывать на Университетской субботе и поучаствовать в ее организации. Я была одним из кураторов, и моя основная задача заключалась в помощи школьникам составить собственные экскурсионные маршруты. В ходе именно этой части мероприятия мы попробовали применить на практике информацию, полученную во время интересной лекции. Благодаря таким мастер-классам ученики получают новые знания в современном формате. Спасибо коллективу МПГУ за возможность участвовать в подобных проектах», – отметила Мария Савицкая, студентка 3-го курса ИИиП.
Виктория Шевцова, представитель Благотворительного фонда помощи детям «Доброе дело»:
«Содержание материалов данного мастер-класса представлено профессионально. Порадовала практическая часть, все студенты и школьники показали прекрасные навыки, знания и умения анализировать полученную информацию. Отмечу высокую актуальность мастер-класса, поскольку появилось огромное количество “экскурсий” низкого качества с популистской и безграмотной подачей материала. Такие практические занятия помогают подготовить и провести экскурсию на высоком квалифицированном уровне. Дана информация о блестящих мастерах экскурсионного дела Б.Е. Райкове, Н.П. Анциферове, методологии и источниках. Благодарю организаторов, надеюсь, что подобные мероприятия будут повторяться».
Успешность мероприятия показало привлечение к участию в общей сложности более 30-ти человек разных категорий и возрастов города Москвы: обучающихся с 6 по 11 класс, учителей школ, родителей, студентов, представителей общественных фондов.
Центр поисковой работы и историко-культурного туризма ИИиП МПГУ искренне выражает благодарность педагогам, организовавшим обучающихся: Анастасии Александровне Арефьевой, учителю МХК Лицея МПГУ; Татьяне Петровне Ермаковой, руководителю школьного музея ГБОУ «Школа № 924»; Ивану Игоревичу Козлову, учителю истории МБОУ «Школа № 18»; Анатолию Никитовичу Сивову, учителю истории и обществознания ГБОУ «Школа № 1274 им. В.В. Маяковского».
Центр также благодарит Управление протокольных мероприятий и Управление издательской деятельности и инновационного проектирования за поддержку и содействие в проведении образовательного мастер-класса. Особая признательность всем организаторам, студентам Института истории и политики и Института филологии МПГУ.
Юлия Яковлева и Арина Скрябина,
сотрудники Центра поисковой работы историко-культурного туризма ИИиП МПГУ
Фотограф: Дарья Легкая, студентка 2-го курса ИИиП МПГУ