С сентября по декабрь 2022 года Факультет регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета продолжал проведение практических занятий по русскому языку и культуре России с группой индонезийских студентов. Эта работа ведется с 2020 года в рамках деятельности Центра открытого образования на русском языке, открытого в индонезийском Университете «Паджаджаран» по проекту Министерства просвещения РФ при участии МПГУ и Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера».
С октября по декабрь слушатели разговаривали на русском языке, знакомились с культурными достопримечательностями больших и малых российских городов, говорили об особенностях русской кухни, сравнивая ее с индонезийской, участвовали в виртуальной экскурсии по объектам олимпийского Сочи.
За это время слушатели вместе с преподавателем русского языка как иностранного Алистером Орловым с помощью геолокационных сервисов успели побывать в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Сочи. Каждое из занятий было посвящено не только городу, но и определенной лексической теме. Так, говоря о Москве и Санкт-Петербурге, студенты повторяли глаголы движения, обогащали свою речь необходимыми для реальной коммуникации словами и грамматическими конструкциями. Урок-экскурсия по Сочи был связан с темами отдыха и спорта. Слушатели имели возможность поговорить о своих спортивных увлечениях, узнали о том, что спорт в России такой же многонациональный, как и сама страна.
Конечно, с помощью таких занятий у студентов появляется возможность не только взглянуть на современную Россия, но и на историю, ее образы. Не случайно преподаватель выбрал для знакомства с историей России такой город, как Великий Новгород. Дух этого древнего города, архитектурные памятники, археологические раскопки и, конечно, знаменитые новгородцы помогли слушателям найти тот нулевой километр, откуда Россия берет свое начало.
Индивидуализируя обучение, преподаватель использовал систему гиперссылок на Википедию, где наиболее важная информация была представлена на родном языке учащихся. Все тексты, которые читались на уроке, были озвучены для самостоятельной домашней работы, так как при изучении любого иностранного языка на начальном этапе навык аудирования является наиболее важным для вступления в коммуникацию: сложно начать говорить на иностранном языке, если ты никогда его не слышал.
Изучая язык, человек всегда строит для себя собственные ассоциации с языком и в языке, но есть особо важный ассоциативный контекст, позволяющий одномоментно сверху взглянуть на связи между словами. В начале каждого занятия, когда проводилось знакомство с изучаемой темой, преподаватель предъявлял учащимся ассоциативные деревья, показывающие реальную связь между словами. Это помогает взглянуть на язык не только через призму уровневого подхода, но и увидеть, как язык произрастает в речи носителей русского языка.
Знакомство с русским языком через кухню – важный момент, позволяющий не только на вкус попробовать культуру, но активно поработать с приставочными глаголами, глагольным управлением, родительным падежом со значением количества. Также это дает возможность о родных блюдах узнать на иностранном языке. На одном из таких занятий слушатели смотрели видеоролик, где русский повар готовил национальное индонезийское блюдо «ренданг»: повар рассказывал о блюде на русском языке, а титры дублировали его речь в виде титров.
В следующем году учащиеся обязательно познакомятся с другими городами и еще шире откроют для себя двери в русскую культуру посредством русского языка.
Алистер Орлов