Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Информация о проведении заседаний секции № 3 «Управленческие решения в системе образования: социально-гуманитарный аспект»

Новости МПГУ

15 мая 2020 года в рамках пятой международной конференции «Современное образование: векторы развития. Роль социально-гуманитарного знания в подготовке педагога» состоялись четыре онлайн-заседания секции № 3 «Управленческие решения в системе образования: социально-гуманитарный аспект».

Организаторами работы секции выступили кафедра управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой и кафедра экономической теории и менеджмента Института социально-гуманитарного образования МПГУ.

В работе секции очно и заочно приняли участие научно-педагогические работники, руководители и специалисты – представители органов управления и образовательных организаций Российской Федерации и регионов (Чеченская Республика, г. Москва, Московская область, Республика Карелия и др.), магистранты и аспиранты кафедр управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой и экономической теории и менеджмента (включая магистрантов и аспирантов МПГУ из других стран – Китайской Народной Республики, Киргизской Республики).

Работа секции строилась в формате тематических заседаний, включавших презентацию докладов и сообщений, а также их обсуждение:

  • Образование и наука для развития бизнеса и предпринимательства;
  • Эффективность управленческих решений в практике общеобразовательных организаций;
  • Принятие и реализация решений в сфере государственного управления образованием;
  • Принятие управленческих решений как элемент подготовки кадров в высшем образовании.

В ходе заседаний участники секции заслушали и обсудили 24 доклада и сообщения.

Все выступления характеризовались высоким уровнем актуальности для национальной и региональных систем образования Российской Федерации в контексте стратегий социально-экономического развития государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу, существенной новизной предложенных в них практических подходов.

Особое внимание было обращено на возрастающую роль современного социального-гуманитарного знания в решении актуальных проблем развития отечественного образования, подготовки кадров нового поколения как социального и человеческого капитала российских организаций на этапе становления постиндустриального общества и экономики.

Работу секции открыл концептуальный доклад «Социально-гуманитарные аспекты предпринимательской деятельности: современные тенденции», подготовленный доцентом кафедры экономической теории и менеджмента ИСГО МПГУ Олегом Александровичем Игумновым, заведующим кафедрой экономической теории и менеджмента ИСГО МПГУ Еленой Дмитриевной Платоновой, директором ИСГО Марком Михайловичем Мусарским. В докладе был системно представлен и обоснован современный ценностный взгляд на социальное предпринимательство, роль соучастия, социальной ответственности в принятии управленческих решений, обозначены соответствующие задачи социально-гуманитарного образования.

Концептуальные идеи конференции нашли отражение в докладах:

  • Потребности вузов и компаний работодателей: компетентностный подход. Докл.: Демина В.В., д-р экон. наук, профессор кафедры экономической теории и менеджмента ИСГО МПГУ;
  • Экономическая безопасность и методология преподавания финансовой грамотности населения. Докл.: Кашепов А.В., д-р экон. наук, профессор кафедры экономической теории и менеджмента ИСГО МПГУ;
  • Управленческие решения в системе военного образования России: социально-гуманитарный аспект (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). Докл.: Половецкий С.Д., профессор кафедры новейшей отечественной истории Института истории и политики МПГУ;
  • Региональная модель экспертно-методического сопровождения общеобразовательных организаций. Докл.: Анзорова А.У., магистр образования, проректор по учебно-методической работе Чеченского института повышения квалификации педагогических работников (Чеченская Республика, г. Грозный);

Большой практический интерес у участников конференции вызвали доклады и сообщения об инновационных разработках и управленческих решениях в области управления образовательными системами в условиях системных изменений и новых вызовов к качеству образования:

  • Дорожные карты в практике образовательной организации. Докл.: Галеева Н.Л., канд. биол. наук, профессор кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ.
  • Основные общеобразовательные программы: масштабность изменений и периферийность действий. Докл.: Анзорова А.У., магистр образования, проректор по учебно-методической работе Чеченского института повышения квалификации педагогических работников (Чеченская Республика, г. Грозный);
  • Основные подходы к внедрению дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта в соответствии с федеральными государственными требованиями. Докл.: Титова Н.А., заместитель руководителя ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», г. Москва;
  • Основные подходы к проектированию и внедрению интегрированных образовательных программ в организациях спортивной направленности. Докл.: Синючкова Е.В., начальник отдела ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», г. Москва.
  • Оценка эффективности интеграции общего и дополнительного образования. Докл.: Чигарькова Ж.А., методист ГБОУ ДОД «Гермес» г. Москва;
  • Оценка готовности образовательной организации к внедрению моделей наставничества. Докл.: Лугов И.А., зам. руководителя МБОУ СОШ №2 г.о. Фрязино Московской области;
  • Комплексная модель оценки эффективности корпоративного обучения. Докл.: Василенко Д.М., специалист в сфере корпоративного обучения (г. Москва); и др.

В этих докладах был обобщен опыт авторов по проектированию и реализации перспективных моделей управленческих практик в сфере основного, дополнительного образования, корпоративного обучения;  высказаны конкретные предложения по совершенствованию организации и управлению процессом осуществления образовательной деятельности, индивидуального сопровождения профессионального развития и профессионального роста педагогических работников. Были высказаны конкретные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере образования, физической культуры и спорта, совершенствования механизмов государственно-общественного управления образованием, мониторинга и экспертизы качества образовательной деятельности.

На заседаниях секции были рассмотрены различные аспекты экспертной деятельности в образовании как основы для принятия ответственных и квалифицированных управленческих решений. Представленные сообщения содержали конкретные методические рекомендации по совершенствованию механизмов, технологий и инструментов экспертной деятельности в образовании.

В обобщающем докладе «Экспертиза как компонент подготовки руководителей образования» Марии Валерьевны Гончар, заведующей кафедрой управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, особое внимание было обращено на сущность экспертной деятельности как основы для принятия ответственных и компетентных управленческих решений и как важнейшего компонента управленческой культуры руководителя в условиях системных изменений. Обоснованы роль и значение экспертной деятельности в современных управленческих практиках, ее возможности как образовательной технологии в социализации и развитии личности и профессионализма педагога и управленца, создании развивающей профессионально-образовательной среды.

В обобщающем докладе «Управленческая деятельность руководителя как объект социогуманитарного анализа: современные подходы (на примере управленческой деятельности руководителя образовательной организации) Александра Михайловича Федорова, профессора кафедры экономической теории и менеджмента МПГУ, подготовленном совместно с Натальей Владимировной Кармазиной, первым заместителем министра образования Республики Карелия, были обобщены результаты опыта проектирования инновационных управленческих практик, созвучные представленным в выступлениях участников конференции. С позиций современного социально-гуманитарного знания и философии постнеоклассической рациональности обоснована необходимость разработки нового теоретико-методологического подхода к изучению сущности феномена трансформаций управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях системных изменений в образовании. Охарактеризован современный образ социокультурных изменений в образовательной организации как факторов трансформации, институционализации и нового измерения управленческой деятельности руководителя. Выделены «точки роста» и определено проблемное поле научных исследований, объектом которых выступает управленческая практика руководителя образовательной организации.

Активное экспертное участие в обсуждении представленных на заседаниях секции докладов и сообщений приняли сотрудники ИСГО Елена Дмитриевна Платонова, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и менеджмента МПГУ; Наталья Львовна Галеева, канд. биол. наук, профессор кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой; Олег Александрович Игумнов, канд. пед. наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента МПГУ; Губанова Елена Владимировна, канд. пед. наук, профессор кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой, а также представители образовательных и управленческих сообществ Андрей Анатольевич Артеменко, депутат муниципального округа Зябликово города Москвы, Руслан Анатольевич Ткаченко, директор АНО «Институт демографического развития и репродуктивного потенциала» и др. Заинтересованными участниками работы секции были также профессора и преподаватели кафедры экономической теории и менеджмента, магистранты и выпускники программ «Экспертная деятельность в сфере образования», «Управление системами образования», «Педагогический менеджмент».

В отзывах участников конференции была отмечена большая удовлетворенность результатами работы секции, высоким научно-теоретическим уровнем и практической значимостью представленных докладов и сообщений. Участниками секционных заседаний отмечено, что проведение совместных научных мероприятий на межкафедральной и междисциплинарной основе существенно повышает потенциал проводимых научных исследований, способствует развитию общей методологической культуры и профессиональному развитию профессорско-преподавательского состава, магистрантов и аспирантов, позволяет сформировать новые перспективы сотрудничества кафедр, включая их совместную работу по предварительной экспертизе выпускных квалификационных работ, научных докладов и диссертаций, объектом которых выступает сфера развития образования.

Модераторы секции:

кандидат педагогических наук, зав. кафедрой управления
образовательными системами им. Т.И. Шамовой М.В. Гончар;

кандидат педагогических наук, профессор кафедры экономической
теории и менеджмента ИСГО МПГУ А.М. Федоров

17 / 05 / 2020

Показать обсуждение