Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Кафедра ЮНЕСКО МПГУ – участник серии вебинаров Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании

Новости МПГУ

В 2023 году Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО) совместно с Программой ЮНЕСКО «Информация для всех» проводит серию вебинаров «Использование технологий для трансформации образования». Инициатива направлена на укрепление глобального и регионального партнерства в целях инновационного и этичного использования цифровых технологий в образовании для достижения Цели 4 в области устойчивого развития – обеспечения всеохватного и справедливого качественного образования.

25 апреля т.г. по приглашению ИИТО Кафедра ЮНЕСКО МПГУ стала участником вебинара «Медийная и информационная грамотность и новые технологии». В ходе вебинара состоялось обсуждение актуальных вопросов для сферы медийной и информационной грамотности (МИГ), связанных с цифровыми технологиями и обновлением образовательной повестки в этой области. Как одну из основных задач вебинара организаторы обозначили помощь педагогам в решении задачи формирования критических и квалифицированных «граждан» цифрового мира: в настоящее время все участники образовательного процесса погружены в медиасреду, и им важно знать, как она устроена, какие риски у них появляются.

Во вступительном слове модератор встречи, программный специалист ИИТО ЮНЕСКО Татьяна Мурована отметила, что в ситуации, когда информационные технологии развиваются на основе искусственного интеллекта, а скорость их распространения превосходит скорость распространения компьютеров и компьютерных технологий, многократно возрастает важность медийной и информационной грамотности (МИГ). Это положение развила в своем выступлении председатель Межгосударственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех», член Совета управляющих ИИТО ЮНЕСКО Дороти Гордон. Она обратила внимание на необходимость управлять будущим технологий и их взаимодействием с человеком: «Мы должны изучать и учитывать, какая часть знаний усваивается за счет умственных возможностей ученика, а какая – за счет медиа информации». Докладчик подробно остановилась на роли педагогов, отметив нагрузку, которая ложится на них в связи со стремительным развитием информационных технологий. При этом она уверена, что обучение должно вестись по принципу «равный – равному»: учителя также могут учиться у учеников.

Своими наблюдениями насчет медиаграмотности в эпоху нейросетей поделился доцент Пермского университета, эксперт проекта «Как читать медиа» Иван Печищев. Среди вопросов, на которые еще предстоит ответить, он отметил отсутствие понимания структуры медиаграмотности (можно ли считать ее алгоритмом, может ли она заменить человека), сложности создания контента медиаграмотности (устное и письменное творчество, телевидение, мультимедиа, генеративная нейросеть), появление новых смыслов, порожденных искусственным интеллектом и др. Заметив, что медиаграмотность – это межпредметный навык, который можно и нужно формировать в рамках любой дисциплины, он предложил развивать у обучающихся критическое мышление, изучать и объяснять принципы работы генеративных нейросетей, осваивать работу с новыми инструментами и т.д.

Региональный консультант по медиаграмотности Проекта MediaCAMP представительства Internews в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане Гульнар Асамбаева остановилась на специфике использования алгоритмического мышления в обучении МИГ. Она представила свое видение последствий повсеместного внедрения искусственного интеллекта, их соотнесение с учебными программами по МИГ, обратила внимание на необходимость рационального использования в учебном процессе веб-сайтов, компьютерных игр, интерактивных игр, фильмов и телешоу. Выступающая рассказала о своем опыте проведения тренингов, в том числе с применением мозгового штурма по Медийно-информационной грамотности при работе с преподавателями и журналистами и завершила доклад характеристикой понятия Алгоритмической грамотности как основы для формирования самостоятельного и творческого мышления обучающихся.

Далее в докладе «Опыт использования ИИ в игровом обучении медиаграмотности: от креатива к критическому мышлению» руководитель Дома медиаграмотности Карагандинской области, медиатренер, журналист Татьяна Голубцова остановилась на специфике обучения детей младшего возраста с использованием настольных медиа игр, сказок на базе электронных технологий, представила свои игры по медиаграмотности «Медиа Джунгли» и «Медиа Полиция». Выступающая отметила, что поскольку младшие школьники распознают картинки, используемые в настольных играх, быстрее, чем тексты, с использованием таких технологий и искусственного интеллекта можно гораздо эффективнее донести до них смысл информационной безопасности.

Со-руководитель Дома медиаграмотности Павлодарской области, медиа тренер Марал Айтмагамбетова обратила внимание на то, что интернет и искусственный интеллект способствуют продвижению конспирологических теорий. В качестве примера борьбы между крупными компаниями она рассказала о том, как модель искусственного интеллекта Чат-бот Google Bard AI поддержала теорию заговора об основателе Microsoft Билле Гейтсе, о его намерении умышленно сократить население планеты.

В конце вебинара участники обратились к докладчикам с просьбой оказать помощь в реализации программ по повышению уровня медиаграмотности обучающихся, в том числе по подготовке планов уроков, составлении учебных пособий и учебников по этой тематике. Модератор вебинара и докладчики обещали предоставить необходимые контакты и разместить информацию на сайте ИИТО ЮНЕСКО в открытом доступе.

 

О серии вебинаров «Использование технологий для трансформации образования» на сайте ИИТО ЮНЕСКО https://iite.unesco.org/ru/announcements/vtoroj-vebinar-serii-medijnaya-i-informatsionnaya-gramotnost-i-novye-tehnologii/

 

В.Ф. Захаров

М.А. Кривенькая

 

28 / 04 / 2023

Показать обсуждение