Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о том, какие подходы в образовании помогают включать ребенка с инвалидностью в учебный процесс, чем отличаются инклюзия и интеграция и о том, как они реализуются.
В настоящее время большое внимание направлено на включение людей с инвалидностью в социум. Однако зачастую наличие у человека каких-либо нарушений может являться причиной его исключения из социальной жизни. Для преодоления такой ситуации в образовании существуют два схожих подхода: интеграция и инклюзия. Они дают детям с ограниченными возможностями здоровья и их законным представителям возможность выбирать образовательное учреждение и поступать в него на общих основаниях. В данной статье мы бы хотели рассказать, чем отличаются эти подходы в образовании “особых” детей.
Интеграция – это подход в обучении, при котором дети с ограниченными возможностями здоровья посещают массовую школу, но не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети. Дети с нарушениями развития получают специальную коррекционную помощь, поддержку педагогов на разных этапах обучения, для них проводят дополнительные занятия с целью освоения общего образовательного стандарта наравне со всеми детьми.
Выделяют несколько моделей интеграции: комбинированная интеграция (дети с различными нарушениями обучаются в массовых школах по общеобразовательной программе, но в специальных коррекционных классах); полная интеграция (ребенок с нарушением обучается в массовом образовательном учреждении по общей образовательной программе, в одном классе со здоровыми детьми); временная интеграция (обучающиеся коррекционных классов объединяются со здоровыми детьми несколько раз в месяц для проведения различных мероприятий); частичная интеграция (дети обучающиеся в коррекционных классах имеют возможность находиться часть дня в массовых классы).
Можно заключить, что ни в одной модели интеграции в полной мере не реализуются как образовательные потребности детей с ОВЗ, так и их совместное обучение со здоровыми детьми. Для решения данной проблемы используется инклюзивный подход в обучении.
Под инклюзией в образовании понимают изменение образовательной среды и учёт всех образовательных потребностей детей с ОВЗ для получения ими качественного образования вместе с другими детьми в классе. Главные достоинства инклюзивного образования: предоставление любому ребенку права выбора образовательной организации и возможность реализации ими различных социальных функций и ролей, избегая влияния отрицательных стереотипов и дискриминации.
Интеграция, как и инклюзия, способствуют разрушению негативных стереотипов и дают всем детям возможность социально адаптироваться. Во время совместного обучения у нормотипичных детей формируется более гуманное отношение к особенностям детей с ОВЗ, они учатся помогать друг другу и сотрудничать, что позволяет всем детям реализовать свой потенциал.
Текст: Анастасия Любаева, студентка 2 курса дефектологического факультета
Редактор: Софья Шустова, студентка 4 курса дефектологического факультета
Картинка: Полина Дорофеева, студентка 1 курса факультета начального образования
Организатор: Анна Карпова, студентка 4 курса факультета начального образования