На международной научно-практической конференции «Современные технологии профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях», прошедшей в Гродно (Республика Беларусь), преподаватели кафедры дошкольной дефектологии дефектологического факультета Института детства МПГУ представили результаты своего передового исследования. В рамках секции «Инноватика высшей школы в условиях трансформации» заведующий кафедрой дошкольной дефектологии, профессор А.В. Кроткова и профессор Н.В. Микляева выступили с докладом «Две логики подготовки: от навыка к экспертизе в исследовательской культуре студентов-дефектологов».
Исследование, проведенное на базе МПГУ, посвящено одной из ключевых задач современного образования — формированию у студентов не просто навыков, а настоящей исследовательской культуры. Авторы разработали и обосновали уникальную двухуровневую технологию сопровождения, которая учитывает фундаментальные различия в подготовке бакалавров и магистрантов. Для бакалавров — акцент сделан на формировании исполнительской компетенции — освоении методологического минимума, этических норм и рутинных операций (оформление работ, работа с источниками) через практико-ориентированные методы: ролевые игры, мини-курсы и промежуточные защиты. Для магистрантов: цель — выйти на уровень экспертной деятельности и нормотворчества. Студенты включаются в проектную работу научных школ кафедры, разрабатывают собственные методики, публикуются и представляют свои исследования на конференциях.
«Наша цель — помочь студентам перейти от роли “исполнителя”, который просто выполняет задание, к роли “эксперта”, способного проектировать, анализировать и внедрять новые решения в профессиональную практику», — отметила в выступлении Наталья Викторовна Микляева.
Результаты исследования показали, что, несмотря на высокую мотивацию студентов всех уровней, существует значительный разрыв в развитии ключевых компетенций, таких как формулирование гипотезы, интерпретация данных и рефлексия. Предложенная технология призвана закрыть этот пробел, обеспечив плавную преемственность между бакалавриатом и магистратурой.
Выступление подчеркнуло актуальность и практическую значимость подхода МПГУ в подготовке высококвалифицированных специалистов-дефектологов, способных эффективно решать сложные задачи в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
По итогам выступления А.В. Кроткова и Н.В. Микляева отмечены сертификатами участников конференции. Доклад опубликован в сборнике статей.
Кафедра дошкольной дефектологии
дефектологического факультета Института детства










