3 марта 2022 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства, к.психол.н. Натальи Борисовны Ковалевой состоялась встреча актива Межрегионального герменевтического клуба МПГУ для рефлексии январско-февральских событий и обсуждения дальнейших планов.
В клубе прошло достаточно много локальных встреч в дистанционном формате в технологиях медиагерменевтики в рамках различных проектов и занятий в иркутской православной гимназии и МПГУ, в частности, встречи, посвященные Крещению, Сретению и другим праздникам. Дискуссия строилась как вокруг работы с Евангельскими текстами, так и яркими художественными образцами. Такими как «Явление Христа народу» Александра Иванова, «Ныне отпущаеши» в исполнении Федора Шаляпина; «Легенда о Василии Блаженном», «Репетиция оркестра» Фредерико Феллини», «Адажио» Гарри Бардина, «Пир во время чумы» в постановке Марка Захарова – произведениями, инициирующими творческое понимание и осмысление текста.
Несколько встреч было посвящено одному из новых кинопроизведений Уэса Андерсона «Французский вестник», который подарил нам яркие образы культуры уходящего века, иллюстрируя парадоксальность ситуации смешения всех жанров и выражения ценности искусства в денежных эквивалентах. В то же время на примере одного из персонажа повара по профессии культовый режиссер показывает, как меняется время, ощущения и сам воздух, когда человек совершает свой маленький подвиг и ему приоткрывается истинная красота и смыслы бытия. В итоге именно слова отравившего себя ради спасения других повара и дают ключ к пониманию основной идеи фильма: «Ищешь то, что потерял. Теряешь то, что покинул. Может, если повезет, мы найдем то, что от нас ускользало, в местах, что называли домом».
Одним из самых ярких запоминающих событий оказалась встреча Межрегионального герменевтического клуба с гостями из Иркутска – учащимися старших классов Православной гимназии, приехавшими на Заключительный тур XIV Общероссийской олимпиады «Основы православной культуры» для 8-11 классов. Встреча состоялась 26 февраля в Светловке. Тема встречи: «Образы и парадоксы времени в творчестве писателей «магического реализма». Наталья Борисовна Ковалева как автор идеи и руководитель герменевтического клуба познакомила гостей с принципами организации коммуникативного пространства клуба, концепцией медиагерменевтики, лежащей в основе герменевтических проектов данной научной школы, а также обрисовала основные векторы развития магического реализма в различных направлениях искусства, показав его актуальность в современности. Содержательное знакомство и зажигательные разминки, которые проводили члены актива герменевтического клуба Лера Юшкина, Алина Ильина, Артём Казанцев позволили включить участников у интересный, но сложный разговор о парадоксах времени, о силе образного и парадоксов и искусстве. Рассказ Хорхе Луиса Борхеса вызвал инициировал интересные размышления и вопросы и позволил значительно расширить горизонты взгляда нами.
Вот некоторые отзывы.
Катя Петрова, 10 класс, Иркутск: «26 февраля мне удалось прийти на мероприятие, организованное герменевтическим клубом, а в частности Ковалевой Натальей Борисовной. Было очень интересно посетить данное мероприятие. Я там впервые услышала слово “герменевтика”, познакомилась с понятием “магический реализм”. На встрече мы читали текст Хорхе Луиса Борхеса “Роза Парацельса”. Главная цель была найти что-то парадоксальное и новое. А после через дискуссию мы пытались понять смысл образов текста и дать объяснения найденным парадоксальным вещам. После встречи я больше всего задумалась о сотворении мира, потому автор оставил открытый вопрос: “Неужели божество может создать что-нибудь, кроме Рая?”. Это реально интересный и глубокий вопрос, размышление которого будет длиться очень долго. Эта встреча прошла недаром. Если у меня еще будет возможность прийти на такое мероприятие, то только с удовольствием».
Алина Ильина, выпускница МПГУ, Москва: «Мне выпала возможность принять активное участие в проведении встречи для школьников из Иркутска. В созданном нами пространстве для обсуждения было поднято много важных тем, из которых я вынесла для себя как открытия, так и вопросы, над которыми мне было бы интересно поразмышлять в дальнейшем. А также мне было интересно открыть для себя творчество представителей магического реализма и познакомиться с необычной притчей Хорхе Луи Борхеса “Роза Парацельса”. Меня удивило как такой небольшой рассказ вместил в себя много проблематизирующих моментов, среди которых были темы веры и доверия, взаимосвязи пути и цели, взаимоотношений учителя и ученика, которые не могут состояться без способности выстраивать диалог друг с другом, а также размышления о том, что такое Рай, за счёт чего и где он может быть. Спасибо за ещё одну культурную встречу с достойным образцом, который за счёт разных выявленных парадоксов позволяет посмотреть на мир шире и обогатиться ценными мыслями!»
Даша Альшевская, 11 класс, Иркутск: «Вот и состоялась наша беседа на тему «Образы и парадоксы времени в творчестве писателей “магического реализма”». Изначально, услышав о предстоящей беседе, я отнеслась скептически, хоть тема звучала интересно, я на самом деле не знала, что ждать. Однако, когда Вы показали презентацию о том, что охватывает герменевтика, рассказали о своей работе, во мне проснулось желание узнать об этом больше. Дело в том, что я совсем немножко писательница, хотя звучит по-прежнему слишком уж громко, но работа с текстом и словом меня увлекает давно. Я ценю, когда в тексте встречаются иносказания и средства выразительности, которые каждый может понять по-своему. Богатые средствами выразительности тексты словно вызывают читателя для диалога с произведением, в ходе которого получается читать между строк, находить в словах что отлично для себя и запоминать прочитанное. Я не была знакома с таким понятием как «герменевтика», однако с седьмого класса помню фразу: «Если не можете понять первоначальную фразу, интерпретируйте». Благодаря Вашему рассказу узнала, и вообще хотелось бы узнать больше. Что касается картин в жанре магического реализма – я заметила, что интересно рассматривать их сначала как целое, потом детально вглядываться в каждую точку, а после – снова смотреть на полную картину. Особое внимание хочу уделить анализу «Розы Парацельса»!!! Во-первых, спасибо Вам, что подобрали для нас такое произведение, а во-вторых, меня заинтересовал Борхес, и мне бы хотелось почитать его рассказы. На слух воспринимается тяжелее, кажется, что слова нужно «осязать» глазами. А когда читаешь по бумаге, всегда можно запнуться о слово и рассмотреть его, перечитать предложение, концентрируясь только на символах с бумаги и отдаваясь абсолютно тексту. Когда слушаешь, всегда что-то отвлекает внимание и тогда даже интересное может показаться скучным. В нашем случае переводы даже были разные, и мне показалось, что в аудио версии было не так хлестко, что я запомнила, это – роза умрет и воскреснет/роза завянет и оживет. Абсолютно другой смысл, разная окраска слов. Опять же, возвращаясь к тексту – интересно, когда в нем есть отсылки на религию, историю, другое произведение. Сразу начинаешь устанавливать связь между эпохами, судьбами авторов, и в процессе можно столько всего узнать. Наша беседа, несомненно» важна. Во всяком случае, я для себя вынесла некоторые важные вещи и надеюсь в дальнейшем участвовать во встречах гермклуба!»