Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Инновационные идеи кафедры психологии младшего школьника на VIII Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»

Новости МПГУ

29 мая – 1 июня в Москве в МГИМО под эгидой ЮНЕСКО VIII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» . Организаторы конференции: международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО), ассоциация развития качества дошкольного образования (АРКАДО), Московский государственный институт международных отношений (МГИМО, университет). Присутствовали представители 42 стран.

Председатель организационного комитета: Духанина Л.Н. – председатель Российского общества «Знание», заместитель Председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке. Председатель программного комитета: Зинченко Ю.П. – президент РАО, президент Российского общества, академик РАО, доктор психологических наук, профессор. Председатель международного комитета: Веракса Н.Е.- доктор психологических наук, профессор, Ректор МПАДО.

Главная задача Международной научно-практической конференции – объединение мирового сообщества выдающихся ученых, практиков и педагогов, работающих в сфере воспитания и обучения детей младшего возраста.

Официальные приветствия в адрес участников направили Министр просвещения России Ольга Васильева, Министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Владимир Егоров, Председатель Исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев, лично присутствовал на мероприятии посол Турции в России Мехмет Самсар.
Конференция проходила накануне 70-летия Международного дня защиты детей. Тема ЕССЕ 2019 звучала, как «Современный ребенок в меняющемся мире: вызовы и решения в дошкольном образовании». Зона ближайшего развития  ( Л.С. Выготский) и Пространство детской реализации в развитии детей ( Н.Е. Веракса) – лейтмотив конференции.

На конференции была насыщенная научная программа в рамках пленарных заседаний, научных секций и круглых столов и такая же насыщенная практическая программа в рамках «Открытой образовательной программы», на которой 2000 воспитателей со всей страны  поделились лучшими практиками.

Кафедру психологии младшего школьника факультета начального образования Института детства представляла доктор психологических наук, профессор, директор Центра психологического консультирования при кафедре Галина Андреевна Суворова. Она выступила на круглом столе конференции «Дошкольное образование на стыке эпох» с докладом «Инновации в образовании младших школьников». Модераторы конференции: Николай Веракса и Эльфия Дорофеева.

Цель доклада: ознакомить с основными направлениями и некоторыми результатами, которые ведутся  по психологии детства на кафедре психологии младшего школьника факультета начального образования Института детства с момента основания кафедры (1992 г). Суворова Г.А. отметила, что ребенок с момента рождения учится ходить, учится говорить, учится общаться. Т.е., ОН УЧИТСЯ. И подчеркнула, что готовность к обучению – это готовность к учебной деятельности, которая рассматривается с позиций системогенеза. Инновационные процессы в образовании, отметила она, определяются системогенетическим подходом к учебной деятельности ученика и развитию его способностей, которые ведутся в научной школе академика РАО, доктора психологических наук, профессора В.Д. Шадрикова (зав. кафедрой) и обобщаются с 2003 г. в рамках конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» в г. Ярославле в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

В МПГУ исследования по системогенезу деятельности и способностей человека обобщаются в рамках инновационной программы «Психологическое консультирование в образовании» (руководитель: доктор психологических наук, профессор К.В. Макарова).

Суворова Г.А. рассказала:

– о монографии В.Д.Шадрикова «Психология деятельности человека»(2013 г., М., Институт психологии РАН), которая содержит универсальную теоретическую модель анализа разных видов деятельности ( игровой, проектной, исследовательской, учебной,  профессиональной) и на основе которой развивается психологическое консультирование в образовании;

– о своей монографии «Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма» (2015г., М., МПГУ) и всех видах психологического консультирования по миру внутренней жизни обратившихся, которые отрабатываются на практике в Центре в триадах : консультант- консультируемый- эксперт;

-об учебном пособии Н.В.Нижегородцевой, В.Д.Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» (2001 г., М., Владос ), которое сейчас переиздается и по которому занимаются магистранты.

Кратко остановилась на исследованиях, выполненных на уровне диссертаций, Г.А. Стюхиной и Т.В. Зотовой по мнемическим способностям (памяти) детей, И.Л. Лебедевой о  структуре способностей в учебной деятельности, В.Д. Шадрикова, Н.А. Зиновьевой, М.Д. Кузнецовой о развитии младших школьников в различных системах обучения и  поставивших вопрос о разработке новой системы обучения, М.Р. Хакимовой о научению понятиям . Рассказала об исследованиях В.Д. Шадрикова и К.В. Макаровой по пониманию.

В целом конференция была высоко профессиональной и высоко интеллектуальной.

Д.пихол.н., профессор,

директор Центра психологического консультирования

факультета начального образования Института детства

Суворова Г.А.

13 / 06 / 2019

Показать обсуждение