К Московскому педагогическому государственному университету присоединили Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Каким будет объединенный вуз? Какие плюсы для студентов? Какие перспективы? На эти и другие вопросы отвечает ректор-“шолоховец” Владимир Нечаев.
Владимир Дмитриевич, чем обусловлено это решение?
Владимир Нечаев: Тенденция по объединению вузов началась не сегодня. Мы видели, как создавались федеральные университеты из нескольких вузов в регионе. В системе образования есть потребность в крупных, современных университетах. Это обусловлено необходимостью конкуренции нашего образования на мировом уровне. Понятно, что слабые вузы решать задачи качественного современного образования не в состоянии. Но первоклассными все университеты и филиалы сделать трудно. Напомню: в Советском Союзе было всего около тридцати классических университетов и примерно двести высших учебных учреждений профессиональной направленности. Сейчас в разы больше.
Государственная политика направлена на формирование образовательных лидеров. Такие вузы должны быть европейского или мирового уровня. Эта тенденция и предопределила тот контекст, в котором было принято наше решение. Процесс объединения запущен именно по инициативе МГГУ имени Шолохова.
То есть вы сами “спровоцировали” процесс, которого большинство учреждений пытаются избежать?
Владимир Нечаев: Да. И объясню – почему. За последние годы наш вуз развивался достаточно динамично. Было создано много интересных и оригинальных образовательных программ. Университет сильно вырос с точки зрения научной и исследовательской деятельности. Мы прошли определенный путь. Но в какой-то момент пришло осознание: упираемся в возможности развития.
В первую очередь это связано с материальной базой, которая, при всем нашем стремлении поддерживать ее и развивать, недостаточна для выхода на те амбициозные цели, которые вуз для себя поставил: стать университетом, входящим в мировую систему образования. Нам нужен был партнер – сильный, мощный, с развитой инфраструктурой, который был бы готов вместе с нами двигаться вперед и выходить на новые рубежи.
Ваш вуз – передовой в развитии и применении гуманитарных технологий и молодежной политики, у партнера – имидж классического университета. А какой вуз появится?
Владимир Нечаев: Сегодня оба университета включены в процесс стратегического планирования. У каждого свои сильные стороны. Один больше развивался как экспериментальная площадка для новых технологий, новых подходов, новых моделей работы. И все это делалось достаточно успешно. Другой – с давними традициями, признанный лидер системы педобразования. Я считаю, что традиции и инновации не являются антагонистами, как бы странно это ни звучало.
Ньютону приписывают фразу: “Я обычный человек, но стою на плечах великана”. Гениальный физик хотел донести, что любое достижение в науке не является результатом деятельности отдельного человека. Под ним лежит огромный пласт предыдущей работы. Так что я считаю, это удачное объединение вузов, некая синергия, когда сливаются преимущества и может произойти взаимное усиление. Это будет хороший синтез.
Расскажите, пожалуйста, о вашей концепции “Образование в течение всей жизни”.
Владимир Нечаев: Хочу отметить: это только мое мнение. Концепция связана с попыткой найти то ядро, ту специфическую миссию, которая могла бы сплотить объединенные университеты. Дело в том, что наш университет направлен не только на педагогическое образование. У нас есть важная педагогическая компонента, и корни наши, как известно, уходят в педагогическое образование, но за последнее время он развивался как вуз в широком смысле гуманитарной, социальной направленности. У нас много непедагогических специальностей. Поэтому вопрос, на который двум университетам сейчас важно ответить: что станет тем мотивирующим толчком, который движет вперед?
Мне представляется, что словом, которое может нас объединить, станет слово “образование” в широком смысле. Мы должны стать университетом, который бы лидировал не только в России, но и в Европе именно как вуз, который разрабатывает содержание технологии образовательной деятельности, ее виды. Мир образования очень широк. Нет смысла в миссии вуза ограничиваться только одним направлением, например, школой или дошкольным учреждением. И в этой концепции все наши, условно говоря, непедагогические направления могут найти свое место.
Как объединение отразится на учебной программе?
Владимир Нечаев: На первом этапе будет проходить техническое объединение, перевод сотрудников, студентов. Естественно, все те направления подготовки, которые есть и в МГГУ и в МГПУ, скажем так, суммируются. А вот как будет развиваться ситуация дальше, зависит от стратегического планирования. Думаю, что наши вузы должны остаться со всеми специальностями, которые можно включить в эту парадигму. Для всех существующих направлений подготовки место есть. Возможно, будет идти речь об увеличении направлений подготовки, особенно это касается магистерских и аспирантских программ. Как мне кажется, вуз должен двигаться в сторону исследовательской деятельности.
Вы упомянули материальную базу МПГУ, которая станет общей и про перевод сотрудников и студентов. Можно подробнее?
Владимир Нечаев: Не скрою, у каждого свой взгляд на этот вопрос. Понятно, что с высокой вероятностью в первой фазе МГГУ будет структурным подразделением МПГУ, а это подразумевает, что факультеты и кафедры сохраняются. С другой стороны, ситуация временная. Например, зачем иметь в одном вузе два истфака? Здесь должна быть оптимизирована структура. Это не должен быть, на мой взгляд, поспешный процесс. В течение полутора-двух лет он должен завершиться. И только после этого будут какие-то переезды, объединение кафедр, факультетов, может быть, трансформация институтов. Все должно быть очень тщательно продумано, никаких скоропалительных решений.
Какие временные рамки объединения?
Владимир Нечаев: Они четко прописаны в приказе министерства: 26 февраля 2016 года объединение закончится. Мы планируем, что к 1 сентября будет перевод студентов по тем направлениям и специальностям, где у нас с МПГУ совпадают лицензия и аккредитация. А студенты, которые учатся у нас по специальностям, которых в МПГУ нет, перейдут в объединенный вуз к моменту окончания реорганизации, когда уже произойдет ликвидация МГГУ. Качество образования студентов ни в коем случае не должно пострадать. Процесс должен пройти в правовых рамках и с сохранением всех ключевых прав студентов и сотрудников.
Что выиграют студенты?
Владимир Нечаев: Расширяется профессорско-преподавательский состав. Так что у студентов появляется шанс послушать ведущих специалистов обоих университетов. Объединяется материальная структура, и это тоже может иметь существенное значение. Например, у МПГУ гораздо больше общежитий, чем у МГГУ. Бренд объединенного вуза будет более “весомым”, и в глазах работодателей “привлекательность” выпускников значительно повысится.
Мы должны стремиться к тому, чтобы в вуз шли студенты с более высоким баллом ЕГЭ. Качественный рост предполагает увеличение структуры магистратуры и аспирантуры. Самое главное – обеспечить качественное образование, а не просто создать какого-то большого образовательного монстра.
В МГГУ более 600 преподавателей: практики и профессура. Какие изменения ждут их?
Владимир Нечаев: Абсолютное большинство преподавательского состава сохранится.
Как будет называться объединенный вуз?
Владимир Нечаев: Думаю, что на первых этапах мы останемся МПГУ, потому что все-таки мы присоединяемся к ним. А как будет развиваться ситуация дальше, посмотрим. Ведь главное содержание, а не название. Хотя мы договаривались с руководством МПГУ, что имя Шолохова останется для какого-то из подразделений. Нужно сначала качественно создать новый вуз, а потом думать о каком-то другом названии. И необходимо ли оно? МПГУ – вуз с огромной историей, и это тоже ценность, которую нужно учитывать.