С 14 по 18 апреля 2025 г. в Москве прошел очный тур Всероссийского открытого конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского с международным участием – XXXII Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского. Мероприятие собрало школьников и их руководителей со всех уголков нашей страны, а также присоединились молодые коллеги из нескольких стан ближнего зарубежья. В этом году на заочный тур было подано 1720 исследований. К очному туру было допущено 1079 работ, в Москве собрались более 700 человек – юные исследователи и их руководители.
Мероприятие рассчитано на подростков, увлеченных наукой. Конкурс проходит по естественнонаучным и гуманитарным секциям. Подростки получают возможность представить результаты своего труда на заочном этапе (каждый получает развернутую рецензию от специалиста), а затем (по рекомендации рецензента) на очном в Москве. Очный тур – место обмена результатами собственных наработок, возможность познакомиться с интересными людьми и найти себе друзей. Программа включает научный лекторий, мастер-классы, творческие конкурсы, а также мероприятия для педагогов.
В конкурсе в роли рецензентов и экспертов ежегодно принимают участие сотрудники кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ. Под руководством профессора кафедры, к.психол.н., руководителя Научной программы конкурса А.С. Обухова работала секция «Человек в современном мире». Преподаватели кафедры – рецензенты и эксперты: доцент Л.И. Адамян; к.филол.н., доцент Е.И. Адамян; к.психол.н., доцент Н.М. Комарова; к.психол.н., доцент Н.М. Родина; к.психол.н., доцент С.В. Мурафа; старший преподаватель И.Н. Воробьева; старший преподаватель Е.Б. Колосова. Секцией «Образование: история и современность» много лет руководит доцент кафедры, к.филол.н. И.С. Конрад.
К работе на стендовой сессии, а она проходила в Президиуме РАН на Ленинском проспекте, преподавателями кафедры были приглашены студенты дефектологического факультета Института детства, географического факультета, Института социально-гуманитарного образования, которые получили опыт экспертирования работ и познакомились с тематикой школьных исследований. Работа остальных дней Чтений проходила на базе одного из организаторов – ГБОУ г. Москвы «Школа № 1553 имени В.И. Вернадского». Данная школа является партнёром кафедры психологического антропологи и факультета начального образования Института детства. По приглашению директора А.С. Миняева Чтения посетили студенты 1 курса факультета, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» (специальность «Начальное образование и История»). Они побывали на стендовой методической сессии, где свой педагогический опыт в организации исследовательской деятельности обучающихся представили педагоги из разных регионов России. Студенты проявили большой интерес к представленным материалам.
Участники Чтений им. В.И. Вернадского в очередной раз продемонстрировали высокую заинтересованность в решении научных проблем; многие, воодушевившись атмосферой доверия и поддержки, поделились своим желанием продолжить занятия наукой.
Мария Волкова, студентка 1 курса дефектологического факультета: «Чтения В. И. Вернадского» одно из интереснейших мероприятий, на котором мне довелось побывать! Я была рада поучаствовать в нём в качестве эксперта, поскольку мне удалось послушать множество разных, интересных и оригинальных работ, понаблюдать за тем, как ребята готовятся и выступают, уверено отвечают на внезапные вопросы хоть и заметно переживают. Каждый из них проделал большую работу, чтобы выступить в этот день, и, мне кажется, смог получить новый и очень ценный опыт, как минимум ребята улучшили свой навык выступления. Было довольно сложно оценивать работы по имеющимся критериям, потому что каждое исследование чем-то “цепляло”, были видны старания участников и хотелось, чтобы они все смогли пройти дальше, а их труд увидело как можно больше людей. Особенно мне запомнилось выступление группы ребят из секции “Тропой открытий В.И. Вернадского”, мне очень понравилось то, как они были погружены в тему своей работы, а тот факт, что они работали над исследованием на протяжении года окончательно их выделил».
Александр Айнонин, студент 1 курса дефектологического факультета: «15 апреля 2025 года мне посчастливилось выступить в качестве эксперта на XXXII Чтениях им. В.И. Вернадского. Для меня это был уже второй опыт экспертной оценки: впервые я участвовал в подобной роли на Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь». Однако Чтения им. В.И. Вернадского произвели на меня более сильное впечатление. Работы старшеклассников были значительно глубже по содержанию и методически более проработанными. Кроме того, участники демонстрировали отличные навыки презентации своих исследований — логично, четко и убедительно. Особую атмосферу мероприятию придавало место его проведения — Российская Академия Наук. Это историческое здание символически подчеркивало научную значимость конкурса и преемственность традиций российской науки. Если у меня снова будет такая возможность, я с радостью приму участие в Чтениях им. В.И. Вернадского в качестве эксперта!»
Юлия Гесско, студентка 1 курса дефектологического факультета: «Мне посчастливилось побывать в роли эксперта на двух конкурсах исследовательских работ – “Я – исследователь” и Чтениях им. Вернадского. Несмотря на разницу в возрасте участников, оба мероприятия были интересными.
Особенно меня поразило то, с каким энтузиазмом и увлечённостью дети всех возрастов погружаются в исследовательскую и познавательную деятельность. Даже самые юные участники конкурса “Я – исследователь”, несмотря на волнение, переживания, стоящих за спиной родителей и научных руководителей, достойно защищали свои работы и уверенно отвечали на вопросы экспертов. Темы их исследований были очень разнообразными – от изучения влияния размера язычка колокольчика на его звучание до исследования съедобной посуды.
Участники Чтений им. Вернадского показывали более сильный уровень исследований, но при этом также волновались во время защиты своих проектов, хотя перед ними стояли почти их ровесники. Их особенностью было то, что у многих получалось объяснить научные данные простым и понятным языком.
Оба конкурса объединяет важная и интересная черта – они направлены не столько на выявление самых “умных” детей, сколько на развитие их коммуникативных навыков, способности к диалогу и обмену идеями с другими участниками. Меня очень тронули моменты, когда ребята активно интересовались исследованиями друг друга и задавали вопросы.
Работа в качестве эксперта оказалась ценным и даже немного волнительным опытом. Иногда возникали проблемы с оценкой работ, особенно когда видишь перед собой ребенка, абсолютно погруженного в свою тему, пусть даже его исследование не идеально с точки зрения критериев оценки. В такие моменты понимаешь, что главное – это искренний интерес к познанию мира.
Эти конкурсы наглядно показывают, что современные дети не просто способны к исследовательской деятельности – они действительно увлечены ею. Их любознательность, креативность и стремление к открытиям вселяют надежду на то, что будущее науки и нашего общества в целом в надежных руках. Мне кажется, участие в подобных мероприятиях невероятно важно для развития молодых исследователей. Это не только помогает раскрыть их потенциал, но и формирует поколение мыслящих, любознательных и целеустремленных людей, которые, безусловно, внесут свой вклад в развитие нашего общества».