У 201 группы кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии дефектологического факультета Института детства производственная практика длится уже девять недель. Ее формат в условиях пандемии разнообразен (очные встречи, онлайн-конференции, экскурсии и выезды), мы получаем огромный профессиональный опыт и позитивные эмоции. Эта практика для нас – первый серьёзный опыт взаимодействия с учащимися с нарушениями в развитии.
Мы проходим производственную практику в интереснейших учреждениях города Москвы, как государственных, так и частных, за что очень благодарны преподавателям нашей кафедры. В каждом свои формы, методы, способы обучения и воспитания детей и взрослых с интеллектуальными нарушениями. Но, мы заметили то, что объединяет все эти организации – это любовь, доброта и огромное желание помочь воспитанникам с особенностями в развитии жить так, как им хочется, делать то, что им нравится и иметь право на выбор.
Одна подгруппа проходит практику в керамической мастерской, в которой трудятся молодые люди с расстройствами аутистического спектра. Все они очень разные, но каждый работает, чувствуя свою нужность и значимость. Руководители мастерской стараются развивать своих подопечных в разных направлениях, и сейчас мы можем участвовать в этом и помогать им. Так, мы успели сходить в ГМИИ им. Пушкина, где для нас провели специальную экскурсию, а потом погулять по Красной площади. Каждый четверг мы с проводим уроки на разные темы после практической работы, а для тех из работников мастерской, кто ввиду эпидемиологической ситуации не может пока приезжать в ЦЛП, всё транслируется через Zoom. Еще хотелось бы отметить чуткость руководителей мастерской Алексея Аверьянова и Анастасии Безгодковой, а также нашего куратора Марии Ершовой.
Специалисты и сотрудники ЦССВ “Кунцевский” предоставляют нам отличную возможность проведения групповых и индивидуальных занятий (как творческих, так и коррекционных) для людей с нарушениями интеллектуального развития. Невероятный опыт мы получили при выезде с группой воспитанников в ДРЦ “Вдохновение”. В процессе поездки нам удалось отметить особенности девушек: манеру поведения, способность к коммуникации, темп деятельности, уровень развития речи, состояние общей и мелкой моторики. Несмотря на то, что все девушки абсолютно разные, нам удалось найти общий язык с каждой. С помощью карты дефектологического обследования мы провели первичную диагностику нескольких воспитанниц. В карте имеется балльная система оценивания сформированных знаний, умений и навыков. Заранее с коллегами мы разработали предметно-практический материал для проведения диагностического обследования. Этот опыт мы считаем невероятно важным, потому что нам удалось определить уровень актуального и зону ближайшего развития, причины и механизмы трудностей в обучении, потенциальные возможности, индивидуальные способности и готовность к сотрудничеству со взрослыми.
Наша производственная практика на этом не заканчивается. Мы очень верим в то, что последующие дни будут не менее насыщенными и принесут нам еще немало пользы и ценного опыта, как при очных встречах, так и на онлайн-конференциях.
Студенты 2 курса 201 группы
кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии
дефектологического факультета Института детства
Баранова Светлана, Зинченко Екатерина, Юрьева Валерия