Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Институт филологии отметил юбилей cонета

Наука

Датировка рождения одной из самых древних жанрово-строфических форм, возникшей на исходе средневековья в самом начале Ренессанса при дворе императора Священной Римской империи и сицилийского короля Фридриха II Гогенштауфена, весьма расплывчата и неопределенна. Общепризнанной  датой считаются 20-е годы XIII века. Заслуги 800-летнего юбиляра перед мировой литературой, однако, столь велики и совершенство его формальных параметров столь очевидно, что чествовать его не грех и целое десятилетие, начиная с 2020 г. С другой стороны, четверть века назад, даже годом ранее, в 1994 г., в 9-й, в ту пору Ленинской, аудитории МПГУ состоялось первое заседание Международного научно-творческого семинара Школа сонета, объединившего поэтов, культивировавших в своем творчестве сонет, и исследующих его литературоведов (зачастую это были одни и те же люди). С тех пор прошло 13 таких симпозиумов в разных городах России, Беларуси и – в последние годы – Крыма: в Москве (дважды), Санкт-Петербурге, Ставрополе, Минске, Гурзуфе, Саках, Судаке (дважды), Коктебеле (трижды) и Щелкино.

Среди первопроходцев оказались такие известные стихотворцы, как Тимур Кибиров, Александр Санчук, Юрий Линник, Илья Фоняков, Алексей Бердников, Анатолий Найман, Ростислав Евдокимов, Марк Луцкий, Роман Славацкий, Марк Полыковский и др., а также сонетологи-литературоведы С.И. Кормилов, Ю.Б. Орлицкий, Е.И. Зейферт, Л.А. Сугай, О.В. Зырянов, С.М. Пинаев и др. Результаты их поэтического и научного творчества публиковались в сборниках и обобщающем альманахе одного из симпозиумов: «Венок сонетологов и сонетистов: Альманах 7-го симпозиума Международного научно-творческого семинара Школа сонета… / Под ред. О.И. Федотова. М.: Русское слово, 2016.

В юбилейный 2020 год сонет чествуется участниками семинара уже во второй раз. С 7 по 18 сентября прошел очередной XIII Симпозиум в Коктебеле. Участники семинара побывали в гостях у выдающегося поэта-сонетиста начала ХХ в., радушного хозяина Дома поэта Максимилиана Волошина. Заседания проходили рядом с его бронзовым памятником. Справа по побережью  окоем замыкала скала с его характерным профилем.

17 октября торжества были продолжены. Кафедра русской классической литературы МПГУ инициировала онлайновый Круглый стол «Сонет и его окрестности». В первый день прошла научная конференция, которую открыла своим приветственным словом директор института Филологии Е.Г. Чернышева. Вслед за ней выступили: с титульным докладом Председатель Школы сонета проф. Олег Иванович Федотов, а также целый ряд исследователей из Беларуси, Словакии, Канады и России:

Доктор филологических наук, профессор из словацкого г. Банска-Быстрица Лариса Анатольевна Сугай познакомила слушателей с творчеством одного из пионеров отечественной стефанистики, академика Петербургской академии наук, заслуженного профессора Московского университета и замечательного поэта Ф.Е. Корша, написавшего несколько зашифрованных любовных венков.

Белорусскую сонетологию представила доцент Белорусского государственного университета Ульяна Юрьевна Верина. Темой ее сообщения было самобытное сонетное мастерство рано ушедшего из жизни  гениального поэта Максима Богдановича, большую часть своей 25-летней жизни проведшего в России, но сохранившего верность родному белорусскому языку, и похороненного  в Ялте.

Доктор филологических наук, доцент Тольяттинского университета, известный германист Татьяна Николаевна Андреюшкина подвергла анализу сонеты из книги Курта Пинтуса «Сумерки человечества».

Исполнительный директор Школы сонета, уникальный специалист в своей профессии, менеджер по критическим ситуациям и в то же время талантливый поэт Леонид Фокин представил несколько разработанных им экспериментальных форм сонета («японский сонет», «киммерийский или крымский сонет») и сонетных венков, которые буквально у нас на глазах укореняются в современной сонетистике.

Доктор филологических наук, зав. кафедрой русской литературы Уральского университета Олег Васильевич Зырянов прочитал доклад на тему «Сонеты из сожженного венка» Евгения Шешолина как вариант экстравагантной «руинной» формы сонетного венка.

Доклад о вариативности  сонетной формы у Иннокентия Анненского предложил кандидат филологических наук, доцент Тверского государственного университета Ефим Павлович Беренштейн.

Необычайный интерес вызвало сообщение аспирантки Симферопольского государственного университета из республики Крым Леси Николаевны Глухенькой, посвященное Шекспировскому сонету в современной поэтической интерпретации (она проанализировала сонет К.Э. Даффи «Энн Хэтэуэй» о знаменитом завещании английского гения, оставленное им жене).

В завершение теоретического заседания прозвучали два сообщения из далекого канадского Квебека, где живут и трудятся два наших соотечественника: известный поэт, участник творческого семинара Бориса Слуцкого, создатель нескольких грандиозных романов в венках и коронах венков сонетов, от «Жидкова» до «Рема», четыре с лишним десятилетия самоотверженно писавший, что называется «в стол», а теперь широко публикующий свои не утратившие злободневности произведения Алексей Аркадьевич Бердников и его супруга Светлана Ивановна Передереева, кандидат химических наук, выступающая как незаурядный эссеист и литературный критик. В своем сообщении она предварила выступление поэта, рассказав о широком репертуаре твердых строфических форм, к которым он обращался на протяжении весьма и весьма продолжительного творческого пути. Речь шла о рондо, балладах, пантуне и секстине. А затем и сам мастер продемонстрировал результаты своей нацеленной на классические образцы поэтической практики, в именно сонето-балладу и венок сонетов, рассмотренный сквозь секстину.

На следующем заседании прозвучали сонеты, сонетные венки и близкие сонетам твердые строфические формы в исполнении авторов, выступивших в предусмотренной программой последовательности:

1) Поэт, прозаик, журналист, церковный историк, лауреат многих литературный премий из г. Коломна Роман Вадимович Гацко-Славацкий прочитал цикл сонетов из последней своей книги «Коломенский шиповник» (Коломна, 2020), посвященной 80-летнему юбилею автора этой заметки. Выражаю ему горячую благодарность за поистине царский подарок и, конечно же, за введенную им в обиход сонетистики новую жанровую разновидность –   «коломенский сонет».

2) Представитель и лидер литературного объединения под названием Dark Romantic Club, известного не только в Москве, но и в нескольких других городах России, выступила под таинственным индуистским ником Агни Шивани (Ксения Жаркова). Как санскритолог по образованию она прочитала весьма оригинальный, инкрустированный эзотерической образностью венок сонетов «в духе Эдгара По».

3-4) По программе участники Круглого стола  должны были познакомиться с образцами творчества отца и сына Бердниковых, Алексея Аркадьевича и Михаила Алексеевича. Но по техническим причинам «Сонетный венок из венковой сюиты “Девять заповедей” Михаила Бердникова, кандидата искусствоведения, доцента кафедры «Фортепьяно. Орган» Государственного музыкального института им. Ипполитова-Иванова (г. Москва) прозвучал днем ранее, а 4-й венок из романа в коронах венков сонетов Алексея Бердникова «Рем, или Все браки на небесах», был распространен по рассылке на адреса всем заинтересованным лицам.

5) Посредством аудиоклипа в прекрасном авторском исполнении прозвучал сонетный цикл кандидата филологических наук, доктора культурологии, поэта, автора 30 с лишним поэтических сборников, основателя и президента Международной Академии Зауми Сергея Евгеньевича Бирюкова (г. Галле, Германия) под названием «Технология сонета».

6) Его сменил поэт, литературный редактор журнала «Начало», лауреат литературных премий и конкурсов, уроженец Петрозаводска, а ныне живущий в израильском г. Ашдоде, Марк Теодорович Полыковский. Он прочитал проникновенный цикл осенних сонетов, пронизанный острым чувством ностальгии. Поэт навсегда сохранил в своей благодарной памяти родной для него Петрозаводск, где он провел юные и зрелые годы бок о бок с Юрием Владимировичем Линником, еще одним, ушедшим от нас в 2018 г. членом Школы сонета, автором 651 венка сонетов.

7-8) К большому сожалению, не смогли принять прямого участия в нашем заседании Ирина Васильевна Коляка, прекрасный поэт, член нескольких творческих союзов Крыма и Украины, автор двух десятков венков сонетов, а также ее коллега из Рязани, член Союза журналистов России, мастер диалога в венках сонетов Ольга Анатольевна Мищенкова. Присланные ими видеоклипы не раскрылись. В будущей публикации материалов Круглого стола их произведения безусловно будут представлены.

9) Зато счастливо преодолела технические трудности землячка Ирины Коляки из славного крымского города на Азовском побережье Щелкино, тоже весьма активная энтузиастка Крымской Сонетианы Нина Викторовна Плаксина, прочитавшая несколько магистралов к своим венкам сонетов и призвавшая коллег посвятить Крыму очередной коллективный венок сонетов.

10) В завершение автор этих строк провел презентацию первого прецедента для участников Школы сонета коллективного венка «Антикоронавирус».

Олег Федотов, проф. кафедры русской классической литературы,

Председатель Международного научно-творческого семинара Школа сонета

20 / 10 / 2020

Показать обсуждение