18 мая 2020 года с 14.00 до 17.00 Институт перспективных исследований МПГУ продолжил цикл международных междисциплинарных он-лайн семинаров и совместно с Американским университетом г. Кишинева провел Международный семинар по дистантному обучению в условиях пандемии короновируса и после: «Высшее образование и университеты в мире после 2020 года: изменение парадигмы преподавания?». Мероприятие было проведено в интерактивной форме, в режиме онлайн на платформе zoom. Рабочий язык семинара был английский.
Пандемия короновируса заставляет нас переформатировать парадигму образования на парадигму обучения. Участники семинара -12 экспертов из России, Молдавии, Румынии, США, Бразилии, Италии и Турции сформулировали и обсудили основные вопросы и проблемы, связанные с дистанционным университетским образованием в новом пост2020 мире. На семинаре были затронуты философские, педагогические, психологические, технологические аспекты, важность становления новых форм науки обучения и менеджмент университетов в период короновирусной пандемии и после нее. Были затронуты также вопросы сохранения физического, психического здоровья студентов и преподавателей в условиях и после пандемии короновируса. Вебинар вели директор Института перспективных исследований МПГУ Рустем Яхьевич Гибадулин и доктор педагогических наук Елена Райлян, преподаватель Американского университета в г. Кишинев, Молдова и лауреат международного конкурса грантов Института перспективных исследований МПГУ.
В своем докладе Е. Райлян (Elena Railean, PhD) рассказала о новой парадигме обучения для изменения образовательной среды. Пандемия короновируса заставляет нас неожиданно изменить парадигму образования на парадигму совместного обучения. И преподаватели, и ученики становятся обучающимися, не посещая аудиторных занятий. Если бы студенты были действительно ответственны за собственное образование, обучаться дома в быстро меняющихся условиях было бы легко. На конференции мы представляем особенности новой парадигмы совместного обучения, важность картирования понятий как инструмента и методологии для обучения студентов тому, как учить, как развить и поднять навыки мышления и интеллект на новую высоту, сделать доступными цифровые навыки, делается акцент на важности саморегулируемого обучения в высшей школе.
Профессор Альберто Канас (Alberto J. Canas, Institute for Human & Machine Cognition, the U.S.A./Cоsta Rica) сформулировал новую парадигму образования в пост-covid19 мире, а именно, переход от классического преподавания с учителем перед классом к обучению и он-лайн развитию у студентов более глубоких навыков мышления. Важным фактором при этом является объем знаний, которым обучаемый уже владеет.
Доцент Университета Башкент в Анкаре, Турция Филиз Калелиолу (Filiz Kalelioglu, PhD) сделала акцент на возникших сейчас изменениях роли, ответственности, особенностей преподавания и обучения в современную цифровую эпоху, когда преподаватель должен помочь студентам построить их собственное будущее.
Профессор И.В. Жилавская (Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ), тем не менее, особо отметила непреходящую важность живого общения студентов и преподавателей для формирования личности будущего специалиста по мере того, как мы неуклонно движемся в сторону смешанного – дистантного и живого личного – образования.
Доктор Наталья Косулеану (Natalia Cosuleanu, MD, PhD), Государственный медицинский и фармацевтический университет “N.Testemiteanu”, Молдова, остановилась в своем выступлении на вопросах, связанных с необходимостью сохранения физического и ментального здоровья студентов при получении высшего образования после пандемии короновируса.
Доцент факультета иностранных языков Федерального Технологического университета, Куритиба, Бразилия Рита де Кассиа Вейга Мариотт (Rita de Cassia Veiga Marriott, PhD) остановилась на особенностях рефлексивного мышления в ходе короновирусного карантина, основываясь на опыте дистантного обучения в бразильском высшем образовании.
Эту тему дистантного обучения языкам от авторского коллектива РУДН и Государственного Института русского языка им. А.С. Пушкина с участием профессора Павла Катышева (лауреат Международного тконкурса грантов ИПИ МПГУ) и профессора Ирины Лешутиной продолжила декан факультета усовершенствования преподавателей русского языка как иностранного РУДН профессор Светлана Ельникова на примере обучения русскому языку. Она отметила важность и подчеркнула роль мотивации в дистантном обучении языку как вызов и составляющую успеха (мотивация – это энергия, фокус, результат и успех), напомнив слушателям известную мысль нобелевского лауреата Альберта Эйнштейна о том, что «образование – это то, что остается, если все выученное в школе забывается».
Профессор Адриана Браеску (Adriana Braescu, PhD), Румыния представила углубленный доклад о важности науки обучения и о системе оценивания в высшем образовании: от гуманитарных наук к коннектому – структуре связей в нервной системе. Cреди будущих профессиональных навыков, которые университет должен привить студентам, она отметила, в частности, критическое мышление и осмысление, социальный интеллект, адаптивное мышление, межкультурную компетентность, вычислительное мышление, грамотность в новых медиа, трансдисциплинарность, управление когнитивной нагрузкой, виртуальное сотрудничество.
Профессор В.С. Меськов и преподаватель Н.Р. Сабанина (МПГУ) в своем выступлении подчеркнули важность формирования культурно-насыщенной среды в высшем образовании. Профессор Донателла Персико (Donatella Persico, PhD) (Институт образовательных технологий, Национальный исследовательский совет, Италия) рассказала о том, как профессора могут побудить своих студентов к cаморегулируемому обучению, которое становится особенно важным в условиях виртуальной образовательной среды. В частности, был упомянут Альянс для самонаправляемого образования в США (ASDE).
В заключение семинара профессора Атилла Элчи и Алев Элчи (Atilla Elci and Alev Elci), профессора YÖMEGA – Сообщества для профессионального развития преподавателей высшей школы, Турция, рассказали о важности и особенностях личностного развития профессоров и преподавателей в новом постпандемическом мире.
В семинаре участвовали также главный научный сотрудник Института перспективных исследований МПГУ профессор Р.И. Жданов (организатор), доцент Р.В. Куприянов (Казанский национальный исследовательский технологический университет), доцент Марина Морари (Marina Morari, PhD) из Государственного университета им. Alecu Russo, Балти, Молдавия и аспирант Ольга Новожен (Olga Novojen) из Государственного университета Молдавии в Кишиневе и ряд других слушателей.
Этот материал о семинаре ИПИ МПГУ «Высшее образование и университеты в мире после 2020 года: изменение парадигмы преподавания?» подготовили Е.Райлян, Р.Я. Гибадулин и Р.И. Жданов