В рамках педагогической практики студенты Института филологии продемонстрировали высокий уровень профессионализма и глубокие знания в области преподавания русского языка и литературы. В частности, студенты 503 группы, которые проходят практику в школе № 1500, под руководством группового методиста доцента кафедры методики преподавания литературы Белоусовой Е.И. , успешно провели уроки русского языка и литературы для учащихся 6 класса.
В школе № 2054 под руководством группового методиста профессора кафедры методики преподавания русского языка Левушкиной О.Н. студентка Александра Никульшина организовала серию занятий для 7 «И» класса, направленных на углубленное изучение русского языка и литературы. На уроке 18 сентября учащиеся систематизировали теоретические знания, отработали навыки морфологического разбора и анализировали орфографические нормы. 19 сентября акцент был сделан на литературном анализе: семиклассники декламировали стихотворение «Во глубине сибирских руд» Александра Сергеевича Пушкина и проводили детальный разбор его произведения «Туча». 23 сентября занятия продолжились в 5 «Х» классе, где ученики анализировали народную сказку «Журавль и цапля», а также изучали различные типы речи и монолога, что способствовало развитию их коммуникативных компетенций. Виолетта Густова организовала профориентационное мероприятие для шестиклассников школы № 2054. Мероприятие было направлено на ознакомление учащихся с Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ) и Институтом филологии, что является важным шагом в формировании у детей представлений о перспективах профессионального развития в сфере гуманитарных наук.
В школе № 1541 студентки Наталья Хомякова (506 группа) и Алина Гецевич (507 группа) под руководством группового методиста профессора кафедры методики преподавания русского языка Комисаровой Л.Ю. провели уроки на тему «Текст как произведение» для учащихся 8-х классов. Данный тематический блок направлен на формирование у школьников целостного восприятия текста как комплексного коммуникативного явления, что является важным аспектом современного филологического образования.
Ежегодно весной и осенью студенты четвертых и пятых курсов проходят практику на ЦОР «ЯКласс», и принимают активное участие в вебианрах, практикумах и круглых столах, мастер-классах по самым актуальным темам: «Функционал ЦОР “ЯКласс” для повышения образовательных результатов», «Урок в цифровой образовательной среде: практика, мотивация, результаты», «Редактор предметов. Создание цифрового портфеля учителя», выполняют тестовые задания для самопроверки, а также создают собственные цифровые работы на ресурсе, апробируя их в образовательной деятельности.
В рамках защиты собственных проектов студентам-практикантам предстоит продемонстрировать полученные умения и навыки по созданию собственного сценария урока с любимым инструментом творческих ЯКлассных учителей — «Редактором предметов». Основным практическим заданием является проведение уроков, на которых студенты в роли учителей реализуют свою собственную задумку и грамотно спроектируют эффективный современный урок с применением цифровых технологий.
В этом учебном году студентам предложен вариант практической подготовке в отделе образовательного контента «ЯКласс»
Практика охватывает несколько направлений:
Олимпиада «ЯКласс»
Студенты работают с реальными олимпиадными заданиями, которые используются для проведения Всероссийской ЯКлассной олимпиады по русскому языку. Участники анализируют способы усложнения структуры и содержания заданий, чтобы минимизировать возможность помощи от искусственного интеллекта. Впечатляет и их творческая работа по созданию авторских олимпиадных заданий по языкознанию для школьников. Участники разрабатывают также карту продвижения олимпиады в онлайн-медиа, что показывает их серьёзный интерес к проекту и навыки в сфере цифрового маркетинга и PR.
ЕГЭ Русский язык; ЕГЭ История
Студенты научились проектировать задания, используя методы генерации, которые делают каждый тест на ресурсе «Якласс» уникальным и позволяют обращаться к заданию неоднократно. Важным этапом работы стало создание пояснений и алгоритмов решения заданий, что особенно полезно для школьников при подготовке к экзамену. Студенты демонстрируют глубокое знание предметной области и понимание формата ЕГЭ и особенностей экзаменационных заданий. Их методическая работа поможет расширить базу материалов ресурса.
Всероссийская проверочная работа по английскому языку
Этот блок практики сфокусирован на создании заданий для школьников 4-х классов, готовящихся к ВПР по английскому. Студенты разрабатывают задания, применяя механику вариативности, а также готовят пошаговые объяснения решения упражнений. Это направление требует не только знания языка, но и умения адаптировать сложный материал для младших школьников, с чем ребята успешно справляются.
Руководитель отдела развития контента «ЯКласса» Екатерина Журба высоко оценила уровень подготовки учащихся: «Студенты, выбравшие пройти практику на платформе «ЯКласс», показали себя как компетентные специалисты, обладающие актуальными знаниями в области филологии, методики преподавания и использования цифровых инструментов, в том числе нейросетей. Мы уверены, что их усилия внесут значительный вклад в развитие нашего ресурса».
Несмотря на то что практика еще не завершилась, очевидно, что студенты-филологи МПГУ не только обладают глубокими знаниями в своей области, но и готовы к вызовам цифровой эпохи. Их идеи, подходы и инновационные решения уже успели заслужить высокую оценку методистов онлайн-ресурса, и, безусловно, этот опыт станет важным этапом их профессионального становления.
Организацию практики и координацию деятельности студентов 4-5 курса осуществляет руководитель практики студентов Института филологии Н.П. Дутко, доцент кафедры методики преподавания литературы.