Российское общество осознало важность социального опыта человека с расстройством аутистического спектра (РАС), заявила в беседе с «Газетой.Ru» директор Института детства Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук Анна Алмазова.
Эксперт отметила, что отношение к людям с расстройством аутистического спектра связано с развитием инклюзивного общества в России.
Идея инклюзии в отношении этой категории людей реализуется в концепциях социализации, психолого-педагогического сопровождения и поддерживаемого жизнеустройства, констатировала она.
«Толерантное отношение к людям с РАС формируется через повышение информированности об этом заболевании. Существующее положение дел далеко не безупречно, но шаги в данном направлении предпринимаются различными ведомствами», — заявила Анна Алмазова.
Доктор педагогических наук отметила необходимость комплексной поддержки и межведомственного сопровождения людей с РАС, которая должна быть направлена на максимальное развитие человека, адаптацию и инклюзию в обществе.
По ее мнению, система должна включать раннюю помощь (Алмазова убеждена, что ее значение трудно переоценить), а также психологическую, медицинскую поддержку, сопровождение в образовании, социальные услуги, сопровождаемое проживание и трудоустройство.
«Сегодня разработана типовая региональная программа по формированию системы непрерывного межведомственного сопровождения детей и молодых взрослых с РАС и другими ментальными нарушениями, реализуется проект «Ментальное здоровье» под эгидой администрации президента РФ, уполномоченного по правам ребенка . Благодаря этой программе, которая включает разные регионы РФ, внедряется действенная система поддержки людей с РАС на протяжении всей жизни», — рассказала доктор педагогических наук.
Важнейшим компонентом системы она назвала ее кадровой обеспечение, обучение, подготовку и повышение квалификации профильных специалистов.
Анна Алмазова рассказала, что в Институте детства Московского педагогического государственного университета осуществляется уникальная подготовка специалистов по программе высшего образования «Образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с РАС».
«Выпускники университета готовы включаться в развитие системы помощи детям и взрослым с РАС, оказывать им профессиональную помощь», — заключила директор института.
2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.