На завершающей неделе марта группа студентов 3 курса Института детства, будущие педагоги-психологи, осваивающие программу «Прикладная психология в инклюзивном образовании» в рамках дисциплины «Психологическая помощь в экстремальных ситуациях» под руководством преподавателей кафедры психологической антропологии – Луизы Игоревны Адамян, доцента; Елены Игоревны Адамян, доцента, к.филол.н.; Елены Борисовны Колосовой, ст.преподавателя – посетили Центр экстренной психологической помощи МЧС России.
В каких условиях может работать психолог, осуществляющий такую деятельность? В чем состоят его профессиональные цели и задачи, если помощь людям должна оказываться незамедлительно, к тому же не в оборудованном пространстве уютного кабинета, а в сложнейших, подчас трагических обстоятельствам – катастрофах, чрезвычайных ситуациях, авариях и т.п.? Кто может стать таким психологом? Какими качествами должен обладать такой специалист? Какие требования предъявляются к его образованию, квалификации, личностным качествам? Обо всем этом и о многом другом студенты узнали в процессе диалога с гостеприимными и доброжелательными сотрудниками Центра. Необходимо отметить, что общение происходило в рабочий день, ни на минуту не прекращалась основная деятельность каждой из служб, специалисты которых взаимодействовали с ребятами – это позволило участникам ощутить особую атмосферу Центра: высочайший профессионализм и этику, такт, слаженность командной работы.
Первой встретила группу Лидия Тимофеева, заместитель директора ФГБУ Центра экстренной психологической помощи МЧС России. Лидия рассказала студентам о миссии Центра, о том, как системно и грамотно устроена работа его структурных подразделений по всей территории Российской Федерации, погрузила слушателей в сущность профессионального мира специалистов экстремальной психологии. «Нужно осознавать, что мы всегда работаем с горем. Мы не приходим к людям на свадьбу или дни рождения», – сказала Лидия. Кроме того, Лидия подчеркнула, что оказываемая экстренная психологическая помощь всегда краткосрочна: «Мы не имеем права психологически «разобрать» человека и не «собрать» его заново». А это накладывает еще большую ответственность за прицельную точность, адекватность и эффективность психологического инструментария, применяемого в работе. Лидия отметила также большой пласт предварительной организационной деятельности психолога в ситуации оказания помощи родственникам людей, оказавшихся в беде. Именно эти процедуры и механизмы, годами наработанные специалистами Центра, позволяют максимально бережно поддерживать человека в тяжелых жизненных обстоятельствах, максимально уберегая его от повторной травматизации.
Студентам рассказали также о профессионально-психологическом отборе потенциальных сотрудников Центра, о четырех этапах собеседования, которое должны успешно пройти те, кто заинтересован в развитии себя в этой профессиональной области. Студенты задавали уточняющие вопросы о содержании психодиагностических методик, применяемых при тестировании сотрудников, о профессиограмме специалиста, об особенностях требований профстандарта «Психолог служебной деятельности». В этой связи перед студентами было раскрыто второе направление работы Центра – психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России. О специфике диагностической работы рассказала Мария, психолог отдела дистанционных методов психологического консультирования и информационной поддержки.
Иван Иванович, начальник отдела психологической подготовки, осветил организационно-методические аспекты работы Центра – обустроенную внутреннюю систему повышения квалификации сотрудников, разработку подробнейших методических материалов для учебных занятий. Студенты познакомились с изданными в Центре пособиями по оказанию первой помощи, а также рекомендациями по оказанию психологической поддержки и самопомощи в острых стрессовых ситуациях.
Большой интерес и энтузиазм у участников встречи вызвало посещение комнат психоэмоциальной разгрузки. Студенты и преподаватели отметили высокий уровень технической оснащенности, специального оборудования, применяемого при проведения психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с личным составом МЧС. Кристина, сотрудник научно-исследовательского отдела медико-психологической реабилитации подробно рассказала и продемонстрировала стационарную и портативную аппаратуру, которая применяется для снятия напряжения, а также для повышения функциональных ресурсов специалистов. Зал лечебной физической культуры, массажный кабинет, аромофитотерапия – и многое другое используется для восстановления сотрудников в рамках регулярных поддерживающих программ.
Состоявшаяся на территории Центра встреча помогла будущим психологам расширить представление о поле профессиональной деятельности, о важности собственной психогигиены и навыках самоподдержки, о сущности профессиональной позиции психолога.
Кафедра психологической антропологии благодарит Елену Викторовну Казенную, ст. преподавателя кафедры психологической антропологии (клинического психолога, сертифицированного практика и супервизор EMDR, специалиста в области психологии экстремальных ситуаций, психологии и психотерапии травмы и ПТСР) за помощь в организации встречи, а также администрацию и сотрудников Центра экстренной психологической помощи МЧС, принявших участие в образовательном событии и на высоком профессиональном уровне познакомивших студентов с ценным и значимым опытом Служения людям, оказания психологической помощи в тяжелейших ситуациях их жизни, невероятной профессиональной стойкостью и увлеченностью.
Фото: Л.И. Адамян
Кафедра психологической антропологии Института детства