Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Студенты кафедры психологической антропологии посетили Центр экстренной психологической помощи МЧС России

Новости МПГУ

На завершающей неделе марта группа студентов 3 курса Института детства, будущие педагоги-психологи, осваивающие программу «Прикладная психология в инклюзивном образовании» в рамках дисциплины «Психологическая помощь в экстремальных ситуациях» под руководством преподавателей кафедры психологической антропологии – Луизы Игоревны Адамян, доцента; Елены Игоревны Адамян, доцента, к.филол.н.; Елены Борисовны Колосовой, ст.преподавателя – посетили Центр экстренной психологической помощи МЧС России.

В каких условиях может работать психолог, осуществляющий такую деятельность? В чем состоят его профессиональные цели и задачи, если помощь людям должна оказываться незамедлительно, к тому же не в оборудованном пространстве уютного кабинета, а в сложнейших, подчас трагических обстоятельствам – катастрофах, чрезвычайных ситуациях, авариях и т.п.? Кто может стать таким психологом? Какими качествами должен обладать такой специалист? Какие требования предъявляются к его образованию, квалификации, личностным качествам? Обо всем этом и о многом другом студенты узнали в процессе диалога с гостеприимными и доброжелательными сотрудниками Центра. Необходимо отметить, что общение происходило в рабочий день, ни на минуту не прекращалась основная деятельность каждой из служб, специалисты которых взаимодействовали с ребятами – это позволило участникам ощутить особую атмосферу Центра: высочайший профессионализм и этику, такт, слаженность командной работы.

Первой встретила группу Лидия Тимофеева, заместитель директора ФГБУ Центра экстренной психологической помощи МЧС России. Лидия рассказала студентам о миссии Центра, о том, как системно и грамотно устроена работа его структурных подразделений по всей территории Российской Федерации, погрузила слушателей в сущность профессионального мира специалистов экстремальной психологии. «Нужно осознавать, что мы всегда работаем с горем. Мы не приходим к людям на свадьбу или дни рождения», – сказала Лидия. Кроме того, Лидия подчеркнула, что оказываемая экстренная психологическая помощь всегда краткосрочна: «Мы не имеем права психологически «разобрать» человека и не «собрать» его заново». А это накладывает еще большую ответственность за прицельную точность, адекватность и эффективность психологического инструментария, применяемого в работе. Лидия отметила также большой пласт предварительной организационной деятельности психолога в ситуации оказания помощи родственникам людей, оказавшихся в беде. Именно эти процедуры и механизмы, годами наработанные специалистами Центра, позволяют максимально бережно поддерживать человека в тяжелых жизненных обстоятельствах, максимально уберегая его от повторной травматизации.

Студентам рассказали также о профессионально-психологическом отборе потенциальных сотрудников Центра, о четырех этапах собеседования, которое должны успешно пройти те, кто заинтересован в развитии себя в этой профессиональной области. Студенты задавали уточняющие вопросы о содержании психодиагностических методик, применяемых при тестировании сотрудников, о профессиограмме специалиста, об особенностях требований профстандарта «Психолог служебной деятельности». В этой связи перед студентами было раскрыто второе направление работы Центра – психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России. О специфике диагностической работы рассказала Мария, психолог отдела дистанционных методов психологического консультирования и информационной поддержки.

Иван Иванович, начальник отдела психологической подготовки, осветил организационно-методические аспекты работы Центра – обустроенную внутреннюю систему повышения квалификации сотрудников, разработку подробнейших методических материалов для учебных занятий. Студенты познакомились с изданными в Центре пособиями по оказанию первой помощи, а также рекомендациями по оказанию психологической поддержки и самопомощи в острых стрессовых ситуациях.

Большой интерес и энтузиазм у участников встречи вызвало посещение комнат психоэмоциальной разгрузки. Студенты и преподаватели отметили высокий уровень технической оснащенности, специального оборудования, применяемого при проведения психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с личным составом МЧС. Кристина, сотрудник научно-исследовательского отдела медико-психологической реабилитации подробно рассказала и продемонстрировала стационарную и портативную аппаратуру, которая применяется для снятия напряжения, а также для повышения функциональных ресурсов специалистов. Зал лечебной физической культуры, массажный кабинет, аромофитотерапия – и многое другое используется для восстановления сотрудников в рамках регулярных поддерживающих программ.

Состоявшаяся на территории Центра встреча помогла будущим психологам расширить представление о поле профессиональной деятельности, о важности собственной психогигиены и навыках самоподдержки, о сущности профессиональной позиции психолога.

Кафедра психологической антропологии благодарит Елену Викторовну Казенную, ст. преподавателя кафедры психологической антропологии (клинического психолога, сертифицированного практика и супервизор EMDR, специалиста в области психологии экстремальных ситуаций, психологии и психотерапии травмы и ПТСР) за помощь в организации встречи, а также администрацию и сотрудников Центра экстренной психологической помощи МЧС, принявших участие в образовательном событии и на высоком профессиональном уровне познакомивших студентов с ценным и значимым опытом Служения людям, оказания психологической помощи в тяжелейших ситуациях их жизни, невероятной профессиональной стойкостью и увлеченностью.

Фото: Л.И. Адамян

Кафедра психологической антропологии Института детства

31 / 03 / 2025

Показать обсуждение