17 декабря на заседании ректората Московского педагогического государственного университета был рассмотрен вопрос «О выполнении Государственного задания по созданию и функционированию Института профессионального развития педагогов в 2024 году». С докладом выступила советник при ректорате, директор Института профессионального развития педагогов Трубина Л.А.
В начале выступления Людмила Александровна подчеркнула, что Институт профессионального развития педагогов создан решением коллегии Минпросвещения РФ на базе МПГУ в феврале 2024 г. и подчиняется напрямую ректору МПГУ Алексею Владимировичу Лубкову. После рассказа об организационно-штатных мероприятиях по формированию нового Института Людмила Александровна подробно осветила мероприятия, которые были проведены ИПРП в 2024 г. в соответствии с государственным заданием.
ИПРП реализовал в 2024 г. ряд значимых для всей системы высшего образования РФ мероприятий. Рабочей группой, в которую вошли представители различных Институтов, факультетов и других подразделений МПГУ, были разработаны и проведены 4 программы повышения квалификации в соответствии с Концепцией подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года для АУП и ППС вузов и преподавателей колледжей, в т.ч. из новых регионов РФ. По итогам освоения программ были выданы удостоверения 2244 слушателям из 35 педагогических вузов Минпросвещения России, более 60 классических университетов, колледжей, ИРО. Подготовлена и проведена серия семинаров-интенсивов по совершенствованию программ педагогического образования, проблематике Ядра высшего образования и Ядра среднего профессионального образования, пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования в России (Сургут, Н. Челны, Анапа). Число участников – более 500 человек. Контингент и количество участников подтверждает высокую востребованность проблематики программ повышения квалификации, реализованных ИПРП.
Институтом профессионального развития педагогов были организованы и проведены 5 заседаний открытой Стратегической сессии «Пилотный проект в МПГУ: новые тенденции в подготовке педагогов» на базе следующих вузов: Московского педагогического государственного университета, г. Москва; Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут; Набережночелнинского государственного педагогического университета, г. Набережные Челны (в рамках XII Международного открытого педагогического Форума «Образование: реалии и перспективы»); Анапского филиала МПГУ, г. Анапа. Заключительным мероприятием стало Специальное заседание Открытой стратегической сессии для Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева в МПГУ, г.Москва. По результатам каждого заседания сессии подготовлены и размещены на странице ИПРП итоговые документы.
Особый интерес вызвал доклад о научно-методическом направлении работы ИПРП. Была создана рабочая группа и разработан проект Методических рекомендаций по обновлению содержания подготовки педагогов по программам высшего образования.
Цель документа: актуализация содержания педагогического образования в соответствии с государственными задачами, тенденциями развития науки и задачами системы общего образования. Помимо характеристики общих задач и ориентиров обновления содержания образования, в документе отражен ряд задач конкретных специальностей (например, обновление содержание школьных предметов) и предложены механизмы обновления с конкретными примерами (например, корректировка учебных планов, разработка новых разделов, дисциплин, модулей, практик и т.д.).
Директор ИПРП показала точки роста и направления развития Института в 2025 г., основные из которых:
– развитие методической деятельности в организациях педагогического образования;
– тиражирование и обмен лучшими практиками в области обновления содержания педагогического образования. Проведение Всероссийского педагогического форума «Новые тенденции в подготовке педагогов» на ежегодной основе;
– реализация мероприятий по повышению квалификации административно-управленческого и преподавательского состава образовательных организаций в соответствии с Концепцией подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года и разрабатываемой стратегией развития образования.
В заключение отчётного доклада Людмила Александровна искренне поблагодарила всех коллег как из подразделений МПГУ, так и внешних организаций высшего образования РФ, которые в течение всего года оказывали бесценную поддержку в создании, развитии и деятельности Института.
В ходе обсуждения доклад получил положительную оценку ректора МПГУ Лубкова А.В. и членов ректората. Ректор отметил практическую значимость деятельности ИПРП в рамках задач Минпросвещения РФ и развития отрасли в целом. Он предложил расширить спектр решаемых Институтом вопросов с учётом актуальных задач российского образования и разрабатываемой Правительством РФ стратегии развития системы образования до 2036 года с перспективой до 2040 года.