Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Доцент Института филологии МПГУ Андрей Григорьев: СМИ становятся главным источником новых слов

Новости МПГУ

Главным источником новых слов выступают средства массовой информации – телевидение, газеты и иные.

Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил доцент Института филологии Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук Андрей Григорьев, комментируя новость о том, что эксперты справочно-информационного портала «Грамота.ру» включили в свой метасловарь термин «зажировка», зафиксировав его значение и происхождение.

«К сожалению, действительно сегодня можно говорить, что главными источниками новых слов становятся средства массовой информации (телевидение, газеты и другие), большинство из которых представлены в сети «Интернет», и реклама. Новые слова, тиражируемые журналистами, а затем и сетевыми блогерами, получают широкое распространение. Это отличает нынешнюю ситуацию от того, что было в XIX–XX веках, когда новые слова часто приходили в нашу жизнь через хорошую литературу, например, «нигилист» Тургенева, «стушеваться» Достоевского, «бездарь» Игоря Северянина. С появлением сети «Интернет» возникает особый вариант языка – так называемый устно-письменный, когда мы ведем общение в социальных сетях и мессенджерах так, как если бы это происходило непосредственно при личном контакте», – сказал Григорьев.

Он также отметил, что письменную фиксацию порой получают разговорные, просторечные слова, из-за чего кажется, что они тоже часть литературного языка, потому что мы их видим напечатанными.

«На самом деле такие слова всегда существовали и существуют в любом языке, только новые технологии сделали их «осязаемыми». Широкий обмен разнообразной информацией приводит к тому, что становятся общеизвестными и профессиональные слова типа «триггер» из области психологии или «зажировка» из языка биологов», – пояснил Григорьев.

Кроме того, он добавил, что легче закрепляются в языке слова, которые воспроизводят уже готовые словообразовательные модели, например, «зажировка» похоже на «заготовка» и подобные, или те слова, которые имеют яркий образ в своей основе.

«Такие слова, например, были популярны в эпоху эпидемии коронавируса (сидидомец и тому подобное). Но как такие слова легко приходят в язык, так легко и уходят (сейчас «коронавирусная лексика» почти забыта). Поэтому о том, какие слова начала XXI века закрепятся в языке, можно понять лет через 30», – заключил Григорьев.

https://www.mskagency.ru/materials/3527692

13 / 12 / 2025

Показать обсуждение