24-25 марта 2025 г. в Институте детства состоялась межвузовская научно-практическая конференция «Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее». Конференция была организована кафедрой дошкольной дефектологии Института детства и является ежегодной. Её работа направлена на обобщение результатов научных и научно-методических исследований в области речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными направлениями конференции являются актуальные вопросы коррекционно-педагогической работы и социально-педагогического сопровождения детей раннего, дошкольного, школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья; содержание и технологии коррекционно-развивающей работы в области речевого, коммуникативного, познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья; актуальные вопросы социальной адаптации обучающихся дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
К работе присоединились более 160 представителей разных субъектов Российской Федерации: преподаватели, обучающиеся образовательных организаций высшего образования. В пленарном заседании приняли участие партнеры кафедры, в том числе представители практических организаций, участвующих в реализации образовательных программ базового и специализированного высшего образования.
В докладе к.психол.наук Виктории Витальевны Сатари и Людмилы Рудольфовны Солдатовой был представлен опыт использования в ОСП Раменки ГБУ г. Москвы «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» интегративного подхода в процессе коррекционно-логопедического воздействия при нарушениях речевого развития у детей разных нозологических групп.
Доцент кафедры специального дефектологического образования НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», к.п.н. Валентина Викторовна Коржевина в своем докладе раскрыла коррекционно-развивающий потенциал технологии развития связной речи для формирования вербальных и невербальных средств общения.
Результаты сравнительного анализа состояния грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормативным развитием представила доцент института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», к.п.н. Юлия Николаевна Родионова.
Доцент кафедры дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», к.п.н. Мария Николаевна Ромусик выступила сообщением «Дифференцированный подход в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР».
Результат совместной работы Студенческого научного общества кафедры дошкольной дефектологии (Ангелины Лапушко, Екатерины Потаповой, Галины Мурадовой) и учителя-логопеда ГКУЗ «Фрязинский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики» Маргариты Георгиевны Кондратовой, под руководством профессора кафедры дошкольной дефектологии Наталья Викторовны Микляевой, нашел отражение в презентации разработанного комплекса интерактивных кейсов, направленных на комплекса интерактивных кейсов на занятиях специалистов коррекционного профиля и в условиях домашнего воспитания и обучения «Мы вместе».
В заключении пленарного заседания заведующий кафедрой дошкольной дефектологии Института детства Алевтина Владимировна Кроткова представила характеристику состояния научных исследований в области развития речи и коррекции речевых нарушений у обучающихся с ДЦП, акцентировав внимание участников конференции на значении теоретико-методологического обоснования в процессе научной деятельности начинающих и состоявшихся исследователей, важности использования доказательного подхода в процессе представления результатов теоретических и практических исследований.
Молодые ученые (обучающиеся по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) выступили с сообщениями о результатах научно-исследовательской деятельности в процессе работы пяти секций. Обучающимися ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» было представлено 80 докладов. Их тематика отражала разную направленность исследовательских интересов выступающих. Однако, основное внимание в соответствии с направленностью конференции было посвящено проблеме поиска технологий речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в различных институциональных условиях.
С материалами выступлений можно ознакомиться на сайте конференции по ссылке.