29 мая 2024 года состоялся очередной онлайн вебинар для кафедр ЮНЕСКО на тему «Искусственный интеллект для преподавания школьных предметов. Практические инструменты и их функциональные возможности». Вебинар организован совместно Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) и Педагогической академией Europass (Италия) в рамках серии ведущих вебинаров ИИТО ЮНЕСКО «Использование технологий для преобразования образования». Для участия в вебинаре зарегистрировались более 700 представителей кафедр ЮНЕСКО и образовательных организаций со всего мира, в связи с чем организаторы скорректировали повестку, чтобы тематически охватить интересы как можно большего количества участников.
Организаторы вебинара исходили из концептуального понимания, что в большинстве стран мира использование искусственного интеллекта в учебных программах школ и вузов играет важную роль в трансформации знаний. Инструменты искусственного интеллекта становятся все более востребованными в сфере образования, предлагая, как преподавателям, так и учащимся, возможности для развития и преобразований. Учитывая стремительный рост применения ИИ в образовании, учителям крайне важно приобрести практический опыт работы с этими инструментами. Практический опыт позволяет преподавателям понять, как искусственный интеллект может дополнить их способы преподавания и учебную программу; экспериментируя с инструментами планирования уроков на основе искусственного интеллекта, преподаватели могут открывать новые ресурсы, методы обучения и интерактивные элементы для вовлечения учащихся в учебный процесс. Кроме того, непосредственный опыт работы с искусственным интеллектом помогает учителям чувствовать себя более комфортно и уверенно при внедрении технологий в свою повседневную жизнь, создавая более инновационную среду обучения. По мере того, как преподаватели становятся более компетентными в использовании ИИ, они могут лучше адаптировать свои методы обучения к индивидуальным потребностям учащихся и способствовать более инклюзивному обучению в классе. В конечном счете, интеграция ИИ в образование дает возможность преобразовать преподавание и обучение, сделав образование более доступным, персонализированным и эффективным.
Открывая встречу, модератор вебинара – программный специалист Отдела профессионального развития педагогов и сетевого взаимодействия ИИТО ЮНЕСКО Татьяна Шутова, выразила признательность руководству ЮНЕСКО за поручение провести онлайн конференцию на такую актуальную тему. В приветственному слове к участникам директор ИИТО ЮНЕСКО профессор Тао Чжань поблагодарил всех за интерес к мероприятию и заметил, что и сам является большим сторонником информатизации и цифровизации образования. Для достижения целей образования значительная роль, прежде всего в цифровой образовательной среде, принадлежит Искусственному интеллекту (ИИ), который позволяет учителям и воспитателям предоставлять информацию из различных источников студентам и школьникам, а учащимся также получать доступ к новым знаниям. Интеграция искусственного интеллекта в систему образования, по его мнению, дает возможность совершенствовать преподавание и обучение, сделать образование более доступным, персонализированным и эффективным. Однако он также обратил внимание на принятое ЮНЕСКО (07.09.2023 г.) Руководство по использованию генеративного искусственного интеллекта в образовании и научных исследованиях, в котором излагаются проблемы и рассматриваются меры по формированию правовых и этических норм, регулирующих использование генеративного ИИ в указанных областях.
В задачи вебинара входило рассмотреть не только технические навыки, но и педагогические и этические аспекты применения ИИ в образовании. Организаторы вынесли на панельную дискуссию следующие вопросы:
- Какое обучение и повышение квалификации необходимо учителям для эффективного использования инструментов искусственного интеллекта в классе?
- Какие меры должны принять школы и учителя для обеспечения конфиденциальности и безопасности информации при использовании инструментов искусственного интеллекта с личными данными учащихся?
- Как школы в целом и учителя в частности могут выявлять и устранять искажения в алгоритмах ИИ, чтобы обеспечить справедливое представление?
- Каковы этические и моральные последствия использования ИИ в образовании?
С установочным докладом выступила преподаватель английского языка и теории познания частной школы им. М.В. Ломоносова (г. Нижний Новгород) Марианна Ганюшкина – победитель конкурса, проводившегося в рамках международной конференции CONNECT 2.0 под эгидой ИИТО ЮНЕСКО. Она поделилась опытом использования генеративного ИИ в преподавании английского языка в школе и кратко представила инструменты ИИ:
- Инструмент искусственного интеллекта, созданный для учителей английского языка (TWEE). Вызовы в учебной деятельности при использовании этого инструмента: ограничение в использовании учебника, который не отвечает интересам моих учеников; нужно что-то такое, чего нет в учебнике; нужен текст на необычную тему, в котором будет использовано экзаменационное задание по чтению; учебник не обеспечивает достаточной словарной практики;
- Бесплатный нейросетевой помощник для учителя с компьютерной программой ChatGPT в составе инструмента ИИ Eduaide.Ai. Позволяет меньше тратить усилий и добиваться больших результатов.
- Образовательная платформа с искусственным интеллектом – Нейросеть Magic School, оснащенная более 60-ю различными инструментами. Предлагает функции: переписывание текста, корректура, создание шаблонов, объяснение сложных концепций, вопросы, зависящие от текста; поддерживает более 25 языков и помогает учителям давать содержательную обратную связь учащимся, адаптируясь к различным учащимся.
- Новый образовательный инструмент на основе ИИ – Нейросеть Diffit. Помогает адаптировать содержание текста для любого уровня чтения, предоставляет дополнительный словарный запас.
Также М. Ганюшкина кратко охарактеризовала отдельные особенности использования искусственного интеллекта в работе преподавателя:
- ИИ действительно знает, чего мы хотим, даже если мы недостаточно четко формулируем свои желания;
- Никакой ИИ не создает выходные данные, которые можно использовать в классе без редактирования;
- Необходимо учитывать возможности ИИ и никогда не вводить какую-либо личную информацию в своих посланиях/предложениях.
Следующий выступающий –эксперт в области инновационного преподавания и онлайн-обучения, преподаватель-инструктор Педагогической академии Europass в Барселоне (Испания) Патрик О’Хара, поделился своим опытом использования ИИ, современных ресурсов, информационных технологий, методов обучения и интерактивных элементов для вовлечения студентов в учебный процесс. Говоря о роли преподавателей в учебном процессе, он выделил основную цель, которая состоит в том, чтобы дать возможность преподавателям создавать увлекательные, безопасные и эффективные пространства для совместной работы, используя целый ряд цифровых инструментов и платформ. Он отметил необходимость разработки методов подготовки коллективных обсуждений, формулирования вопросов, обзора рисков. Патрик О’Хара также привел пример работы студентов с учебными видеоизображениями «Анализ изображений: Замечайте и удивляйтесь»: «Посмотрите на изображение и запишите 2-3 вещи, которые вы заметили (ключевые детали, основные идеи, темы), а затем запишите те, которые вас интересуют (вопросы, возникающие у вас в связи с изображением, то, что вас интересует, когда вы смотрите на изображение)».
Следующий эксперт в области инновационного преподавания и онлайн-обучения, преподаватель-инструктор Педагогической Академии Europass в Барселоне (Испания) Янелла Охеда, представила свое учебное пособие «Что такое ИИ – дракон или рыцарь в образовательной эпопее», подготовленное в рамках совершенствования современной системы образования по тематике «Искусственный интеллект для преподавания школьных предметов: практические инструменты и их функциональные возможности». Она выделила проблему персонализации образования (проблему «Двух Сигм»), влияние персонального обучения на успехи учащихся, подчеркнув, что результаты студентов, занимающихся с преподавателем один на один, гораздо лучше, чем результаты учащихся с одним преподавателем на 30 человек. Выступающая перечислила основные направления деятельности для решения проблем «Двух Сигм»: Персонализированное обучение (ИИ может адаптировать образовательный контент к потребностям каждого учащегося); Интеллектуальное обучение (ИИ может имитировать индивидуальное обучение, анализируя ответы учащихся, обеспечивая немедленную обратную связь и корректируя уровень сложности заданий для обеспечения оптимального темпа обучения и понимания); Автоматизированная оценка (ИИ может быстро оценивать задания и тесты, обеспечивая мгновенную обратную связь с учащимися); Аналитическая информация, основанная на данных (ИИ может отслеживать и анализировать огромные объемы данных об успеваемости учащихся; это помогает выявлять модели обучения, сильные и слабые стороны, что позволяет принимать более обоснованные решения о том, как поддерживать обучение каждого учащегося). В заключении своего выступления Янелла Охеда, по собственному убеждению, выделила и сформулировала две основные функции ИИ в системе обучения:
- Давайте предоставим каждому ученику на планете персонального преподавателя с искусственным интеллектом;
- Давайте предоставим каждому учителю на планете потрясающего ассистента с искусственным интеллектом.
Учитель-наставник и преподаватель-инструктор Педагогической Академии Europass Аленка Мильевич в своем выступлении обратила внимание на необходимость более эффективной цифровизации образования. Она подчеркнула, что прежде, чем использовать ИИ в обучении, надо понимать его преимущества и недостатки. К преимуществам отнесла следующие:
- ИИ способствует персонализации образования, что позволяет студентам учиться в доступном для них темпе и сосредоточиться на интересующих их темах;
- Система обучения на базе ИИ предоставляет учащимся персонализированную поддержку и обратную связь, а также возможность адаптироваться к своему стилю обучения.
К недостаткам использования искусственного интеллекта в образовании отнесла следующие:
- Необходимость значительных финансовых затрат на внедрение и обслуживание систем ИИ;
- Зависимость от технологий и интернета (не всегда доступен доступ к Интернету и к стабильному подключению);
- Проблемы конфиденциальности (алгоритмы ИИ собирают и анализируют большие объёмы данных учащихся).
Подводя итоги вебинара, профессор Тао Чжань выразил признательность всем выступившим за представленный ими опыт работы с современными технологиями и использованием ИИ в образовании, в том числе преподавателями и учащимися. Закрывая вебинар, модератор Татьяна Шутова задала вопрос: «Может ли ИИ заменить учителя»? Ответ был однозначный: «Абсолютно нет»!
В.Ф. Захаров, М.А. Кривенькая