25 марта 2021 года Кафедра ЮНЕСКО МПГУ «Международное поликультурное образование и интеграция мигрантов» провела второе занятие в рамках интерактивного лектория для образовательных организаций международного профиля, в том числе школ-участников проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». Лекторий тематически выстроен вокруг знаменательных дат в международном календаре ООН. Тема мартовской встречи с педагогами из образовательных организаций Москвы и регионов РФ – праздник Навруз.
Участниками встречи «Международный праздник Навруз – живое наследие и символ единения» стали педагоги и руководители АШ ЮНЕСКО Москвы и других регионов РФ, а также педагоги образовательных организаций-участников проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России». Присутствовали представители образовательных организаций из Санкт-Петербурга, Казани, Калуги, Омска, Пензы, Перми, Селехарда, Саратова, Томска, Уфы, Якутска, сельских школ разных областей России, а также школ Киргизии и ДНР.
В качестве основного докладчика была приглашена педагог-организатор и куратор по этнокультурному образованию ГБОУ города Москвы «Школа 1583 им. К. А. Керимова» Рамида Салех кызы Гасымова. Значительная часть ее доклада была посвящена истории и традициям Навруза – праздника прихода весны, объединяющего людей в разных странах и регионах. По мнению многих специалистов, Навруз является самым древним праздником на земле. ЮНЕСКО считает его неотъемлемым элементом нематериального культурного наследия человечества.
Объединяющий потенциал Навруза, несмотря на 3000-летний возраст праздника, как никогда востребован в российском образовательном пространстве. Рассказ Рамиды послужил началом разговора о методике проведения мероприятий этнической направленности в образовательных организациях. Участники встречи с удовольствием делились опытом по объединению разных культурных традиций в рамках школьных этнокультурных праздников. Организовывать этнокультурные мероприятия, а также вести повседневную работу по этнокультурному просвещению в школе, необходимо – таково общее мнение участников. Вести дискуссию педагогам помогали доценты кафедры ЮНЕСКО МПГУ Ольга Николаевна Яшина и Марина Александровна Кривенькая.
Чат сохранил большое количество ссылок на материалы, которыми делились во время встречи педагоги. После обработки они станут частью банка данных о методике ведения в образовательных организациях разных российских регионов работы по этнокультурному просвещению, поддержке культурно-лингвистического разнообразия, межпоколенческих связей, формированию гражданской и национальной идентичности. Будем рады школам за совместную работу по наполнению этой методической копилки.
Следующая встреча в рамках Интерактивного лектория состоится в апреле. Вся информация о Лектории, включая график встреч и материалы состоявшихся мероприятий, – на сайте МПГУ https://mpgu.su/interaktivnyj-lektorij-associirovannye-shkoly-junesko/
М.А. Кривенькая, О.Н. Яшина