Каждый ребенок на этапе взросления нуждается в особенном внимании и поддержке, поскольку современный мир бросает множество вызовов, с которыми неокрепшая психика ребенка не в состоянии справиться самостоятельно. Нам нередко приходится слышать о травле или как ее называют сегодня – буллинге, с которым по данным статистики сталкивается каждый четвертый российский школьник и каждый второй подросток в мире в возрасте от 13 до 15 лет. Половина жертв, как правило, никому не рассказывает о случившемся, замыкаясь в себе, боясь непонимания и осуждения знакомых, друзей, родителей. Старая как мир проблема конфликта отцов и детей в наши дни, к сожалению, также не теряет своей актуальности. В результате подросток остаётся со своей бедой один на один в то время, когда ему особенно нужен друг и наставник, способный подставить дружеское плечо и помочь мудрым советом, научить быть смелым и сильным. Вы спросите: где найти такого наставника? Выход есть: именно такими качествами обладают наши вожатые.
Героиня сегодняшнего интервью – Анна Ямашева, студентка 4 курса Педагогического отделения ГАПОУ Набережночелнинского педагогического колледжа – яркий пример истинного вожатого: целеустремленная, активная победительница многих конкурсов, в том числе Всероссийского конкурса вожатских проектов «Вожатый – мое призвание!» (II место) в номинации «Вожатский мастер-класс». Общаясь с ней, я заметила, что Анна – удивительно солнечный и улыбчивый человек, излучающий позитивную энергию, мотивирующий действовать.
– Какая Вы энергичная! А с виду такая тихая и спокойная девушка… Поделитесь, как Вам удается столько всего успевать? Может, секрет в целебном воздухе Среднего Поволжья?
– Возможно! Я родом из Набережных Челнов, а это – один из самых зеленых и экологически чистых городов Татарстана. Красивый город, где живут удивительные люди… Но мне всегда хотелось путешествовать, съездить в Москву, посмотреть мир, так сказать. К сожалению, в детстве я была очень стеснительным и домашним ребенком, боялась покидать дом надолго без родителей, поэтому даже в лагеря не ездила, хотя подруги звали к себе не раз.
– Мне не верится, что когда-то Вы были неуверенной в себе! Ну и как же Вам удалось побороть этот страх?
– Знаете, наверное, просто мне надоело одиночество, непонимание близких, и в какой-то момент я поняла, что нужно меняться самой. Не стоит закрываться в себе, нужно, наоборот, тянуться к окружающим, познавать мир, учиться новому, и тогда люди сами к тебе потянутся. Кому интересен человек без увлечений, с постным лицом и отсутствием желания что-либо делать и добиваться высот? Да никому! Поэтому я сказала себе: «Хватит!» и дело пошло на лад. Конечно, поначалу было сложно, но я справилась. И нисколько не жалею: у меня наладились отношения с родными, появилось много друзей, с которыми мы не разлей вода, я востребована и интересна людям… Это ли не счастье? И не таким ли должен быть настоящий вожатый, чтобы показывать другим пример?
– Кстати, о вожатых. С чего начался Ваш путь в эту профессию? Может, чей-то пример стал «маяком»?
– «Маяком», я бы даже сказала, «путеводной звездой» для меня стала мой педагог – Русина Лариса Евгеньевна, которой я безмерно благодарна. Именно она предложила мне попробовать свои силы во Всероссийском конкурсе «Вожатый – мое призвание!» МПГУ, так как была уверена в моем успехе. Мы потратили много сил на подготовку к этому конкурсу, но оно того стоило, ведь участие принесло мне не только много новых знаний, но и победу!
– И уважение друзей и родителей, верно?
– Безусловно! Друзья очень рады за меня, а родители мною гордятся. Я получила много поздравлений от коллег и знакомых, это так здорово, когда тебя понимают, переживают за тебя… Ведь у многих детей этого нет. Дети часто сталкиваются с проблемами непонимания в семье, и мне очень хочется им помочь, стать для них другом, человеком, которому они смогут доверить свои переживания. Именно поэтому я и стала вожатой. Работаю ровно год. За это время успела поработать в 3 лагерях в своем городе: в «Солнечном» и «Крылатом» – как вожатая, и в «Балкыш» –педагогом-организатором; также летом мне посчастливилось поработать вожатой в Крыму в лагере «Фортуна». Как и в любой работе, в вожатстве есть свои плюсы и минусы, бывают проблемы в коллективе, но это всё решаемо, так как главное в работе вожатого – это любовь к детям. Детей нужно любить и уважать, относиться к ним, как к равным, и тогда они будут доверять тебе, делиться своими секретами и переживаниями. Для меня это очень важно, и, если в моей работе всё происходит именно так, я безумно счастлива.
– Ну, это сейчас Вы уже поднаторели в вожатской работе, а раньше Вам наверняка было тяжело. Помните свою первую смену? Кто был Вашим первым напарником?
– Ну, «тяжело в учении – легко в бою», как говорится! В первую смену, конечно, было волнительно и даже страшно: а вдруг ничего не выйдет, а вдруг дети меня не полюбят, а вдруг я не смогу с ними совладать, им будет неинтересно, скучно и т.д.? Но первый страх прошел довольно быстро, я постаралась взять себя в руки и настроиться на работу. Кроме того, моей первой напарницей была моя подруга, она мне очень помогла в тот момент, за что я ей безумно благодарна. Когда работаешь с человеком, с которым у тебя полное взаимопонимание, любая миссия выполнима.
Конечно, я не говорю, что работать вожатым легко. Все дети разные, у каждого ребенка свои требования и мировосприятие: в младших отрядах вожатый – родитель, учитель, друг и воспитатель, в средних – учитель, друг и воспитатель, в старших – друг и воспитатель. Но в каждой возрастной категории вожатый в первую очередь – это самый близкий человек в лагере, а иногда и за его пределами. Довольно часто мне пишут и звонят дети еще с моих самых первых смен, советуются. Ребенку
нужно успеть стать другом, примером для подражания, научить чему-то хорошему и самое главное помочь. Чтобы он ни в коем случае не чувствовал себя одиноко на смене, оторванным от дома и родителей. Особенно если работаешь с категорией детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, связанную с проблемами в семье, непониманием родителей.
– Вы затронули очень непростую тему, давайте о ней поговорим. Я знаю, что в рамках Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Модель создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технология и практика» Вы презентовали работу с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Почему выбрали для себя именно эту тему? Она Вам близка?
– Я думаю, эта тема в той или иной мере близка каждому из нас. У всех детей в разном возрасте возникают проблемы с близкими, друзьями и одноклассниками, проблемы с учителями в школе, травля… Дети ищут утешения у родителей, но натыкаются на стену непонимания, и вот тут появляются вожатые. В школе у меня была учительница, с которой мы никак не могли прийти к взаимопониманию: она относилась ко мне предвзято, занижала оценки и так далее… Из-за этого я часто замыкалась в себе, пыталась найти помощи у родителей, но они только руками разводили: раз учительница так поступает, значит, она права, она ведь педагог. Обычно такие моменты в жизни отталкивают людей от этой профессии, но меня эти проблемы лишь подстегивали преодолевать их. Поэтому, закончив школу, я сделала свой выбор в пользу профессии педагога. Во что бы то ни стало мне захотелось доказать всем, что преподаватель должен быть строгим, но обязательно справедливым. Быть примером для своих учеников, а не главной занозой в школе, из-за которой хочется прогуливать уроки. А вожатый – этот тот же педагог, который поможет достойно войти в школу жизни.
– Если я скажу, что Вы помогаете детям меняться на личном примере – это не будет преувеличением? Вас саму вожатство сильно изменило?
– Мне кажется, это не будет преувеличением, потому что, как я уже говорила ранее, со многими детьми мы до сих пор поддерживаем связь. Думаю, я являюсь примером не только для детей, но и для своих друзей. Опять же, у меня наладились отношения со всем моим окружением, появилось много друзей среди вожатых, мы часто видимся, принимаем участие в различных мероприятиях и за пределами лагерей. Многие мои друзья-вожатые также принимали участие в конкурсах «Лиги вожатых» и «Вожатый – мое призвание!». Мы всё время обсуждаем, как было бы здорово, если бы таких конкурсов было еще больше, ведь это помогает развиваться и нам, и нашим воспитанникам.
У меня полностью изменилось мировоззрение и отношение к жизни: раньше я была настроена более пессимистично и очень рада, что это прошло, как детская болезнь. Мне часто звонят дети с моих ранних смен, мы общаемся с ними на разные темы. Мне безумно приятно, что они меня помнят, спрашивают моего совета, поздравляют с праздниками! Значит, я всё делаю правильно, и не зря выбрала этот путь.
– Мне кажется, на таких вожатых, как Вы, и держится вся наша работа. Я даже на себе ощутила, что Вы действительно заряжаете позитивом и желанием помогать людям делать мир лучше! Откройте, в чем Ваш секрет?
– Секрет прост: независимо от обстоятельств оставаться оптимистом и идти к своей цели. Никогда не останавливаться на достигнутом, оценивать свои силы, не упускать возможности и помнить, что нет предела совершенству! Как говорила великая Коко Шанель: «Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать».
Кристина Романова
Федеральный координационный центр
по подготовке и сопровождению вожатских кадров