Не так давно завершились рождественские каникулы, во время которых многие детские лагеря проводили зимние смены. Наши вожатые нашли время поработать с детьми в зимние каникулы. Сотрудник Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров Кристина Романова взяла интервью у студента 1 курса Института математики и информатики МПГУ Олега Круглова – воспитанника Школы вожатых МПГУ «Yo-вожатый», который этой зимой впервые работал вожатым.
Расскажите, пожалуйста, как Вы стали вожатым? С чего всё началось?
О вожатской деятельности я узнал благодаря Школе вожатых МПГУ. А вообще я мечтал стать вожатым еще с детства, когда сам мальчишкой ездил в лагеря.
В каком лагере Вы работали на зимних каникулах? Почему выбрали именно этот лагерь?
Этой зимой мне довелось поработать вожатым в лагере “Родник”, который находится в округе Королев Московской области. Идея поехать в этот лагерь появилась спонтанно: мне предложили поработать вожатым в лагере перед самым Новым годом, и я тут же ухватился за эту идею, потому что это уникальная возможность: во-первых, я смогу побывать в лагере зимой, во– вторых, это всегда полезный опыт.
Вы успели познакомиться с традициями лагеря, в котором вы работали? Порекомендовали бы этот лагерь вожатым студентам МПГУ?
Честно говоря, я не успел толком узнать о традициях этого лагеря, ведь моя смена была очень короткой – всего 3 дня… Да и специфика работы зимнего лагеря не дала возможности их увидеть. Но сам лагерь мне очень понравился, я бы с удовольствием съездил туда сам и позвал с собой коллег.
Как Вы думаете, чем работа вожатого в лагере зимой отличается от работы вожатого в лагере летом?
Мне сложно с чем-то сравнивать, так как это мой первый опыт работы вожатым. Но, думаю, все-таки главное отличие – это погодные условия. Все дети разные: кто-то может часами играть на улице, а кто-то быстро замерзает и просится в тепло. Поэтому приходится переносить всё действо в помещение, а это сильно ограничивает разнообразие занятий.
Чаще всего вожатыми работают девушки. Как вы думаете, в чем специфика вожатской работы юноши?
Вожатый – трудная и ответственная работа. В первую очередь ты несешь ответственность за детей, особенно если работаешь с маленькими детьми. С младшими работать сложнее, но в чем-то и проще: малыши ассоциируют вожатых с родителями, для них вожатые девушки – мамы, а вожатые юноши – папы. Вожатые-девушки быстрее находят общий язык с девочками, они выступают в роли воспитательниц, тогда как вожатым юношам проще следить за порядком и работать с мальчиками, учить их мужским делам и прочее. Сложнее работать со старшими ребятами, здесь нужно заслужить уважение.
С какими детьми Вы работали этой зимой?
Мне достались ребята среднего возраста, и я этому очень рад. Теперь это мой любимый возраст – когда дети еще ничем не испорчены и с ними достаточно легко работать.
Есть ли какая-то специфика работы с детьми данного возраста? Как Вы справлялись?
Специфика работы со средним возрастом заключается в том, что у них начинаются какие-то межличностные отношения. В особенности отношений «мальчик-девочка» зачастую им нужна помощь, чтобы разобраться в разногласиях, которые у них возникают.
Расскажите о самых запоминающихся моментах Вашей смены. Возможно, были какие-то интересные случаи или события?
Ввиду того, что моя смена была очень короткой, мне тяжело выделить какой-то особенный момент. Вся смена была для меня одним большим событием, я очень рад, что согласился поехать в лагерь именно на зимних каникулах. Пожалуй, самым запоминающимся моментом стала последняя дискотека, интересно было наблюдать за поведением детей.
Что оказалось самым трудным в работе с детьми зимой?
Самым трудным оказался холод! Но это не помешало нам хорошо провести время.
Знаете ли Вы о проекте «Всероссийская школа вожатых»? Принимали ли участие в мероприятиях проекта? Планируете принять участие в дальнейшем?
Я слышал о ВШВ и мне даже удалось побывать на нескольких мероприятиях. Все, что я знаю о ВШВ, мне импонирует. Конечно, я бы хотел узнать больше об этом проекте и возможно, присоединиться к нему в дальнейшем.
Что пожелаете будущим вожатым?
Самое главное – уметь найти подход к ребенку и достучаться до него, научить общаться с другими ребятами, научить думать, научить жить. В этом и заключается наша с вами задача. Вожатый – тот же учитель, который преподает детям урок жизни. От нас зависит будущее поколений.