Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Миняжев Тимур Рифатович: Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности

Институт социально-гуманитарного образования (новости)

Миняжев Тимур Рифатович

 

Многим, возможно, всегда было интересно побольше узнать о своих преподавателях, хотелось познакомиться с их интересами или хобби. Вдруг, всеми уважаемый седой профессор слушает тяжелый рок? А может быть, любимым увлечением кандидата наук является вышивание крестиком? Всё это и другие интересные факты о наших уважаемых преподавателях мы попытаемся узнать в рубрике “Интервью с преподавателем”. 

Сегодня мы с вамипознакомимся с заместителем директора Института социально-гуманитарного образования по работе с иностранными учащимися и международной деятельности, доцентом кафедры теоретической и специальной социологии, кандидатом социологических наук Миняжевым Тимуром Рифатовичем.

–  Расскажите, пожалуйста, о себе и о своей деятельности.

Здесь можно говорить о профессиональной деятельности в трех измерениях: преподавательском, научном и административном. Каждое измерение требует специфические знания, умения и навыки, исходя из конечного продукта или результата деятельности. В ИСГО я работаю доцентом кафедры теоретической и специальной социологии, преподаю современную социологию, опираясь на свои научные исследования. Помимо академической работы, я занимаюсь международным сотрудничеством нашего института и работаю с иностранными студентами.

– Как вы можете охарактеризовать себя в двух словах?

Ваш вопрос явно предполагает ответ в виде афоризма, поэтому можно сделать выборку лаконичных фраз на латыни. Например, «nosce te ipsum» – познай самого себя; «cognitio rerum» – познание вещей; «festina lente» – поспешай медленно.

– По-вашему мнению, в чём «+» и «-» вашей профессии?

Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности. Я думаю, и коллеги согласятся со мной, что самым важным плюсом является то, что мы все время участвуем в молодежной жизни, споров, дискуссий, исканий. Минусы могут быть сопряжены с макросоциальными и экономическими показателями развития нашего общества.

–  Какими качествами должен обладать настоящий педагог?

В первую очередь, педагог должен четко понимать, что несет ответственность за то, чему учит. Нет ничего страшнее, чем неправильно объясненный материал или искаженное толкование какого-либо события. Педагог должен быть свободен от оценочных суждений. Настоящий педагог должен относиться к своим ученикам, студентам на основе справедливости, уважая в каждом из них личность.

– Что вас интересует помимо преподавательской деятельности?

Тут можно перечислять до бесконечности. Если Вы спрашиваете об академической деятельности, то меня профессионально интересуют социологические исследования, международная деятельность в сфере образования, открытия в области естественных наук, астрономии и генетике. Я регулярно «мониторю» новейшие научные достижения.

Если Ваш вопрос направлен на определение моих увлечений в свободное от работы время, то это компьютерная графика, электронная музыка, классическая музыка, фотография.

 – Всегда ли вы так открыты и оптимистичны при общении с людьми?

В общении с людьми никогда не надо забывать простой истины – относиться к людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к Вам.

– В любом деле есть переломные моменты. Какие были у вас?

Переломные моменты были, но это скорее уникальный личный и социальный опыт. Каждый человек должен пережить свои «опыты».

– Мы знаем, что вы пробовали себя в журналистской деятельности. Чему вы научились, будучи журналистом? И помогают ли вам приобретённые навыки?

Мой журналистский опыт пришелся на 1999-2000 гг. Я работал в одном крупном издательстве, которое специализировалось в компьютерных технологиях, и проводил социологические исследования. В некотором роде, профессия журналиста и социолога-исследователя очень похожи, особенно в принципах организации наблюдений, сбора информации, проверки фактов.

– Есть ли у вас свой девиз по жизни?

Девизы также должны быть афористичны. Однако мне импонирует максима, сформулированная немецким философом Иммануилом Кантом: «Имей мужество пользоваться собственным умом».

– Бывают ли такие ситуации, когда вы теряете веру в себя? (если «да», то как вы справляетесь с этим?)

Веру в себя человек может потерять от того, что мало знает, не уверен в своих силах, а потому и не верит себе, предпочитая доверяться другим. Чтобы таких ситуаций не возникало, я рекомендую постоянно совершенствоваться в той области исследования, которую Вы себе выбрали. Идти уверенно по своей дороге, добросовестно выполняя свою работу.

 – Если бы вы поймали золотую рыбку, то какие три желания вы бы загадали?

Желания и мечты каждого человека – это часть его приватной, частной жизни, и потому они имеют сокровенный характер. Когда желание озвучивается публично, оно теряет свой очаровательный смысл. Так что, оставлю за собой право не называть желания, которые я бы загадал золотой рыбке.

– Говорят, что в жизни нужно попробовать всё. Существуют ли вещи, которые вы никогда не попробуете?

Во-первых, нужно определить – кто говорит? Это явно трюизм расхожего мнения в среде молодежи. Во-вторых, «попробовать все» – это максималистское утверждение, которое отражает деструктивность мышления. В-третьих, что подразумевается под выражением «попробовать все»? Человеческая жизнь – это не черновик, который можно переписывать с чистого листа каждый раз. Любое действие несет определенные последствия, следовательно, нужно отвечать за свои совершенные поступки. Но чтобы хоть как-то ответить на Ваш «максималистский» вопрос, я, не без сожаления скажу, что не смогу попробовать научиться играть на церковном органе.

– Есть ли у вас личный рецепт успеха? Расскажите о нём.

В научной деятельности необходимо следовать этосу усердной и кропотливой работы. Средневековый мыслитель Бернард Шартрский сформулировал метафору «на плечах гигантов», согласно которой мы, изучая работы и труды великих и крупных ученых, можем подниматься очень высоко и видеть дальше, чем они. Но это достигается только в результате титанического труда, когда воля к знанию становится стержнем наших действий. Вот это и является рецептом успеха в любом деле.

– В детстве каждый из нас о чём-то мечтает. Кем вы хотели стать в детстве и в чём черпали вдохновение? (А может, до сих пор черпаете?)

Репертуар профессий в детстве чрезвычайно разбросан и может меняться исходя из предпочтений. Я до 6 класса учился еще в советской школе, но не скажу, что мечтал быть «космонавтом» или «летчиком». Я мечтал стать путешественником в жюльверновском стиле.

– Какие профессиональные рекомендации вы можете дать будущим абитуриентам?

Мои профессиональные рекомендации абитуриенты будут получать тогда, когда станут студентами ИСГО. Я могу отметить, что 20 лет назад я был абитуриентом и выбрал обучение на социолога в МПГУ. Эта профессия позволяет видеть «дальше», знать «больше», понимать «глубже», даже тогда, когда вы не забираетесь на плечи к гигантам.

 

Интервью подготовили Алена Сердюкова и Дарья Крайнюк,

Научный сектор ИСГО

05 / 12 / 2016

Показать обсуждение