В любом лагере нужен вожатый-юноша, зачастую они более авторитетны. О том, каково парню работать вожатым в детском лагере, рассказал Александр Юрченко (студент 2 курса Института физической культуры, спорта и здоровья). С самого начала обучения вожатскому делу Александр проявил себя в числе активных слушателей школы вожатых МПГУ «Yo-вожатый» 2017/2018 года, прошел обучение в окружной школе комиссаров Общероссийской молодежной общественной организации «Российские студенческие отряды».
Почему Вы стали вожатым? Кто заинтересовал Вас вожатской деятельностью?
Я решил стать вожатым по нескольким причинам. Во-первых, очень хочется попробовать себя в работе с детьми. Во-вторых, я ни разу не был в лагере, хотелось окунуться в детство и лето. Заинтересовали меня вожатской деятельностью люди, которые этим живут, этим горят и с которыми мне посчастливилось общаться в вузе. Я был на одном из мероприятий в МПГУ и увидел, какие они зажигательные и целеустремленные.
В каком лагере Вы работали? Почему выбрали именно этот лагерь?
Я работал в лагере «Радуга» во Владимирской области. Этот лагерь я выбрал неслучайно, в нем есть достаточный ресурс для профессионального роста начинающего вожатого: тут были и друзья из педагогического отряда, к которым можно обратиться за помощью, и начальник смены, который обучал меня вожатскому мастерству и у которого можно было спросить совета.
На Ваш взгляд, в чем специфика вожатской работы юноши? В вашем лагере было много вожатых – юношей?
Вожатые – юноши очень нужны в лагерях сейчас, особенно на старших и младших отрядах. Детям необходимо мужское внимание либо совет. Иначе они советуются со сверстниками, которые могут наговорить им лишнего. Вожатый – юноша помогает решать конфликты в отряде. По моему опыту, в стрессовых ситуациях очень хорошо проявляет себя мужское мышление, что очень важно при работе в лагере. Вожатых – юношей, к сожалению, катастрофически мало в лагере. В «Радуге» среди 24 членов педагогического отряда было только двое парней. Надеюсь, такая тенденция в скором времени изменится.
Дети какого возраста были в Вашем отряде? Как Вы справлялись с ними?
В моем отряде были ребята 7-10 лет. С ними было интересно, они оказались очень любознательными и активными. Но детям этого возраста сложно фокусировать внимание на чем-либо длительное время, поэтому приходилось продумывать мероприятия таким образом, чтобы постоянно удерживать их интерес.
Помогло ли обучение в рамках модуля «Основы вожатской деятельности», организованного в МПГУ, Вашей вожатской деятельности?
Модуль «Основы вожатской деятельности» стал для меня главной методической базой, сформировал меня как вожатого.
Поделитесь с нами самыми запомнившимися моментами Вашей вожатской практики.
Самый запоминающийся момент смены – это, когда твои дети пишут на асфальте признания, что тебя любят. Это незабываемые чувства! Еще наш отряд получил Кубок зарядки. Мы стремились к тому, чтобы получить эту награду. Когда нас объявили победителями, дети сорвались со своих мест и бросились обниматься.
Что для Вас оказалось самым трудным в работе с детьми?
Самое трудное при работе с детьми для меня – это опасения, что не хватит сил дать им все, что хотелось бы. У меня много идей, много всяких припасенных «фишек». И самой главной сложностью было найти в себе не второе дыхание, а даже третье или четвертое. Но я не стою на месте, поэтому дальше будет только лучше.
Есть ли в Вашей вожатской практике смешная история, которой Вы готовы поделиться?
Вспоминая самый смешной момент из лагерной смены, хочется рассказать о том, как мои дети переделывали тексты песен. Например, вместо «руки над головами» – «руки над комарами», вместо «музыка летит за нами» – «комары летят за нами». Получалось очень забавно, весь лагерь пел наши переделанные песни.
Помогла ли работа вожатым увидеть перспективы будущей работы учителем, изменить отношение к выбранной профессии?
Бесспорно! Можно сказать, что работа вожатым показала мне перспективы работы педагогом. Вожатство, по моему мнению, учит разговаривать с детьми. А без общения не будет результата и у учителя. Я считаю, что для того, чтобы стать достойным учителем, нужно пройти школу вожатства.
У Вас есть наставник, с которым Вы советуетесь по различным вопросам работы с детьми в лагере?
Конечно, такой наставник был. С одной стороны – это начальник смены, с другой стороны – это вожатые, с которыми я советовался. Но еще более значимую помощь я получал от своего школьного классного руководителя, с которым до сих поддерживаю тесную связь.
Знаете ли Вы о проекте «Всероссийская школа вожатых»? Принимали участие в мероприятиях проекта? Благодаря «Всероссийской школе вожатых» я узнал о других педагогических отрядах, познакомился с ними. Участие в мероприятиях проекта позволило мне ощутить себя частью огромной команды и понять, каким ответственным делом я занимаюсь.
Что бы Вы могли пожелать будущим вожатым?
Вожатство – это большая методическая копилка. Хочется посоветовать будущим вожатым постоянно пополнять эту копилку. Не бояться провала, пробовать себя в разных ролях: организация мероприятий, проведение мероприятий, участие в мероприятиях. Извлекать опыт из всего, что видите, и тогда все получится.
Интервью брала Анна Савенок,
Федеральный координационный центр
по подготовке и сопровождению
вожатских кадров.
Фото: из личного архива Александра Юрченко