МПГУ в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых» инициировал создание на базе Международного детского центра «КОМПЬЮТЕРиЯ» (Тверская область) научно-образовательной площадки по адаптации тренинговой программы «Жизненная навигация» для старшеклассников к условиям лагеря. Программа помогает подросткам определиться с жизненными целями. Разработчиком программы является доктор психологических наук Александр Сергеевич Огнев – декан факультета психологии и педагогики Российского нового университета – партнер проекта «Всероссийская школа вожатых». Студенты РосНОУ в рамках сотрудничества с Всероссийской школой вожатых ведут в лагере тренинги по жизненной навигации для старшеклассников.
Екатерина Гудкова, студентка факультета психологии и педагогики РосНОУ, рассказала специалистам ФКЦ Рание Айсиной и Анне Савенок о специфике тренинговой работы в лагере.
– Екатерина, почему Вы решили принять предложение Всероссийской школы вожатых и проводить тренинги по жизненной навигации в лагере?
– В первую очередь, потому что это возможность попробовать свои силы и получить новый опыт, который в дальнейшем мне обязательно понадобится в профессиональной деятельности психолога. Во-вторых, я ни разу не была в лагере, мне хотелось ощутить эту атмосферу. Благодаря Всероссийской школе вожатых мне удалось совместить полезное с приятным и новым для меня.
– Дети какого возраста были в вашей группе? Сколько их было? Легко или трудно было найти с ними общий язык?
– Тренинг по жизненной навигации посещали 15 подростков от 14 до 18 лет. Общий язык я нашла с ними сразу. На первой встрече познакомилась с детьми поближе и настроила их на конструктивное общение. Сначала ребята были достаточно сдержанны, но потом открылись и смело рассказывали о своих целях и планах. Думаю, что так получилось потому, что я была для них человеком, который помогал им разбираться в себе.
– Что, на Ваш взгляд, тренинги по жизненной навигации дают подросткам?
– Подросткам наши тренинги помогают понять, кем они хотят быть и чем заниматься в жизни. Программа тренинга помогает определиться с жизненными целями и начать достигать их, не теряя времени впустую.
– Екатерина, какие жизненные цели и мечты детей Вас больше всего удивили?
– Меня больше удивили не сами цели и мечты, а их осмысленность и серьезность. Многие подростки мечтают выучить иностранные языки, учиться в престижных учебных заведениях на конкретных специальностях, найти интересную работу.
– Какие преграды подростки видели в достижении своей мечты?
– Самыми часто называемыми стали как внутренние (неуверенность в себе, лень, страх, сомнения, упрямство), так и внешние преграды (отсутствие поддержки, мнение окружающих и родителей, большие финансовые затраты).
– Как Вы будете использовать полученный опыт проведения тренингов по жизненной навигации в своей научно-исследовательской работе в вузе?
– Думаю, что напишу статью по итогам проведения тренинга.
– Работа в лагере изменила Ваше отношение к своей профессии?
– Моя будущая профессия – психолог-консультант. Работа в лагере только убедила меня в правильности сделанного мною выбора: подросткам очень нужна помощь психолога, консультации по конструированию своего будущего.
Федеральный координационный центр
по подготовке и сопровождению вожатских кадров
Фото: из личного архива Екатерины Гудковой