Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

МПГУ вошел в топ-10 ВУЗов по доступности образования для студентов с ОВЗ

Центр сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья (новости)

При проведении мониторинга доступности вузов для инвалидов использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 №79-рп и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации».

 

Инвалиды составляют всего 0,38 процента от всех студентов России, при этом четверть из них не заканчивает обучение. Таковы данные мониторинга доступности высшего образования для граждан с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые привела в пресс-центре «Парламентской газеты» член Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Екатерина Курбангалеева.

Ребятам с ОВЗ дадут больше возможностей при выборе специальностей

Исследование дало комплексную оценку процессу обучения инвалидов с точки зрения вузов, органов государственной власти и самих учащихся. «Мониторинг такого масштаба проведён впервые, — пояснила Екатерина Курбангалеева. — Исследование Центра «Особое мнение» совместно с членами Общественной палаты и при поддержке Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов охватило 169 вузов, из которых 75 подведомственны Министерству образования, 48 — Министерству культуры, 46 — Министерству здравоохранения». Эксперты выяснили, что лишь каждый 33-й инвалид в возрасте до тридцати становится студентом, тогда как среди их сверстников, не имеющих ограничений по здоровью, учащимися вуза является каждый пятый.

Чтобы поступить в вуз по квоте, абитуриент с ограниченными возможностями здоровья должен дополнительно к стандартному пакету документов предоставить оригиналы справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА), которая сегодня выдаётся в единственном экземпляре. «Из-за этого такие абитуриенты могут поступать по упрощённой схеме только в один вуз и на одну специальность. Мы предлагаем — и Министерство образования поддерживает эту инициативу — увеличить количество вузов для льготного поступления граждан с ОВЗ», — продолжила Курбангалеева.

Большой проблемой остаётся и ограничение на получение определённых специальностей — в справке бюро медико-социальной экспертизы может указать конкретный вуз и специальность, которую может изучать абитуриент-инвалид. 22 февраля Госдума в первом чтении приняла поправку в закон об образовании. Согласно ей инвалид получит не справку с указанием определённого института, а документ, подтверждающий отсутствие противопоказаний на обучение по выбранной специальности и направлениям подготовки, сообщила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Любовь Духанина.

«Думаю, что документ спокойно пройдёт последующие чтения, и ребят с ОВЗ уравняют в правах с абитуриентами с нормами по здоровью», — отметила депутат.

Вузам предложат единый стандарт сайтов для инвалидов

Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Эдуард Исаков и вовсе предлагает отказывать в аккредитации вузам, в которых не создана безбарьерная среда. «Только это заставит ректоров задуматься», — считает сенатор.

Проблема, по данным мониторинга, действительно стоит остро: в более чем трети вузов (36 процентов) «доступная среда» развита слабо или вовсе отсутствует. Многие институты, особенно региональные, просто не могут себе позволить закупить специальную технику  — та же клавиатура для слепых стоит 500 тысяч рублей, а один учебник со шрифтом Брайля — в районе 200 тысяч. Не хватает и квалифицированного персонала — глухие не могут пройти вступительные экзамены из-за отсутствия сурдопереводчиков в вузах. Да и медицинское сопровождение инвалидов есть только в 46 процентах высших учебных заведений.

«Поэтому представляется целесообразным расширить функционал ресурсных учебно-методических центров, дополнив его инженерно-технической и кадровой составляющей», — предложила  Екатерина Курбангалеева.

Единственным инструментом информирования абитуриентов-инвалидов о возможностях обучения оказались сайты вузов, рассказал глава Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак.

«Однако, по результатам исследования, только 14 процентов институтов публикуют на порталах список необходимых для поступления инвалидов документов, лишь треть размещают информацию о доступной среде и средствах обучения граждан с ОВЗ», — привёл данные эксперт. Поэтому общественники предлагают ввести единый стандарт для версий вузовских сайтов, посвящённых обучению инвалидов. Свои инициативы эксперты направят в Правительство и профильные ведомства — реализация этих предложений, по мнению членов Общественной палаты, создаст в вузах инклюзию «без иллюзий».

Информация с сайта “Парламентская газета”

06 / 03 / 2017

Показать обсуждение