20 февраля 2018 г. в Институте физики, технологии и информационных систем состоялось интерактивное мероприятие для школьников – профориентационный межшкольный марафон «Инженерный старт», организованное преподавателями и студентами ИФТИС.
Для участия в «Инженерном старте» на Малую Пироговскую, 29 прибыло около 150 школьников и их учителей из 14 школ Москвы и Люберецкого района Московской области. Гостей встречала заведующая кафедрой технологии и профессионального образования М.Л. Субочева. Организаторы мероприятия, а это около 20 преподавателей с 4-х кафедр факультета технологии и информационных систем и более 60 студентов постарались на славу. Ими была организована выставка проектных работ студентов ИФТИС и школьников из подмосковного Троицка и, главное, разработан «инженерный маршрут» для участников марафона, состоящий из 21 «станции».
В вестибюле над головами гостей летал и совершал кульбиты дрон – квадрокоптер, управляемый со смартфона преподавателя кафедры технологических и информационных тсистем Д.В. Бондаренко.
В фойе первого этажа расположились роботы и другие проектные работы учащихся Троицкой школы №2, выполненные коллективом под руководством выпускника ФТИП МПГУ Николая Анатольевича Тихонова. Среди них – «Бедный Йорик» – голова антропоморфного робота, которую ребята уже научили двигать глазными яблоками и продолжают совершенствовать; рельсотрон-коллайдер – абсолютно не понятная штука, которую просто надо видеть (!); робот-«Пионер», собирающий металлолом, и ещё масса всяких подвижных крабиков, гусениц и крокодильчиков, детали которых ребята напечатали на 3-D принтере. Наше внимание привлекала неказистая на вид модель кривошипно-шатунного механизма, на которой, однако, интересующиеся автомобилями подростки могут понять, что такое «опережение зажигания» и зачем оно нужно.
На втором этаже – проекты студентов ИФТИС. Нам приглянулись копилка для монет, которая умеет подсчитывать сумму, сделанного вклада (Владимир Муленков, автор этого проекта, научил ее различать опускаемые монеты по их номиналу!), активная подсветка игрового монитора, собранная Борисом Биляловым для полного счастья заядлых геймеров, и модель промышленного крана (руководитель работы – А.Н. Орлова), который почему-то принято называть «козловым».
Все аудитории ИФТИС, включая несколько компьютерных классов, читальный зал, зал заседания ученого совета и даже 2 лаборатории, которые, по понятным причинам, в общем-то, «неприкосновенны», были отданы под «Станции инженерного маршрута». Здесь все участники «Старта» могли, пусть совсем чуть-чуть, но все-таки попробовать себя в роли инженеров разных профилей. Для этого преподаватели и студенты придумали для ребят, не имеющих какой-либо специальной подготовки, доступные для их возраста и образования задания, отражающие специфику того или иного вида инженерного труда.
На станции «Технологическая» участники «Старта» определяли с помощью каких инструментов, и в какой последовательности была изготовлена забавная игрушка, которую принес преподаватель кафедры технологии и профессионального образования Александр Викторович Латышев. На «Конструировании» – с успехом находили детали по чертежам, заранее подготовленным студентами Светланы Юрьевны Макленковой. На «Химии» под руководством химика-профессионала с кафедры естественных наук и инновационных технологий определяли содержание крахмала в колбасе и бананах. На станции «Engineering English» дети, руководствуясь инструкцией на английском языке, пытались понять, что от них требуется для того, чтобы заработала охранная сигнализация. Конечно И им это удавалось! Конечно с помощью Интернета, студентов и дружеской поддержки преподавателя кафедры интегрированного предметно-языкового обучения Бориса Сергеевича Пушкарева. Даже задания на станциях с такими пугающими названиями как «Электротехника и электробезопасность», «Аналоговая и цифровая электроника» (руководитель – доцент КТиИС Рябов Б.А.), или «Расчет конструкции инженерного сооружения» (преподаватели КТиИС Чернецова Н.Л. и Якушева Т.Г.) оказались по плечу шестиклассникам и семиклассникам, еще не начавшим изучать физику!
Наибольший интерес по мнению студентов, сопровождавших группы участников (каждую команду сопровождал опытный навигатор), вызвали соревнования по виртуальной сборке компьютера на станции «Эксплуатация средств ИТ». А еще ребята учились создавать компьютерные сети, находить технические решения, в том числе экономически обоснованные (станции «Технические решения» и «Прикладная экономика», подготовленные Е.Б. Петровой и К.Ф. Гусиным соответственно) и определять под руководством профессора Ю.Л. Хотунцева некоторые параметры окружающей среды (станция «Защита окружающей среды»).
Но, надо сказать честно, что за 3,5 часа «Инженерного старта» ни одна из 27 команд не прошла «инженерного маршрута» полностью. Рекорд – 12 станций из 21.
В половине седьмого, валясь с ног от усталости, но с живыми и веселыми (что важно!) глазами, школьники и их сопровождающие собрались в большой лекционной аудитории на подведении итогов, которое вели доцент кафедры технологических и информационных систем Виктор Георгиевич Леонов и студентка второго курса Ольга Володина. Лучшие команды были награждены специальными дипломами, а все остальные получили сертификаты об участии в «Инженерном старте».
Пока ребята переходили от станции к станции, двигаясь по «инженерному маршруту» их учителя повышали квалификацию, участвуя в работе методического семинара «Современные тенденции образования: педагог сетевого столетия», где с большим интересом обсуждали доклады выпускника факультета технологии и предпринимательств МПГУ, а ныне учителя информатики и магистранта ИФТИС А.Н. Степанова: «Московская Электронная Школа – новые возможности для экспериментов и творчества» и «Социальные сети, как средство вовлечения в обучение».
Второй профориентационый марафон в ИФТИС прошел «на ура!».
За что огромная благодарность или, как теперь говорят, «респект и уважуха» всем, кто принимал участие в его подготовке и проведении.
Кстати, завершило «Инженерный старт-2018» дружное «спасибо» от всех участников интерактивного марафона. Эхо этого «спа-си-бо!!», как говорят, до сих пор звучит в старых стенах тихмировского корпуса МПГУ.
Мы взяли интервью у одного из активных участников подготовки мероприятия, председателя студенческого совета ИФТИС Романа Хаперского:
«Это мое не первое участие в «Инженерном старте». Как и в 2016 я принял участие на станции «Инженер-конструктор». Мне близка по натуре эта профессия, так как еще в детстве я любил конструировать и изобретать различные модели, более того, я заканчиваю обучение на кафедре технологии и профессионального обучения и мной были изучены многие дисциплины присущие профессии. На станции нами была организована блиц-лекция рассказывающая о специфике работы и происхождении профессии инженера-конструктора, добавили мы так же к этому и без того широкому профилю профессию дизайнера, ибо это одна из неотъемлемых частей работы инженера-конструктора. После того как мы поведали детям о профессии, наступила время погрузить их в специфику графики. Детям было предложено найти деталь по чертежам, а также с помощью простых фигур из набора-конструктора собрать модели, исходя из задания. Детям понравилось на нашей станции и зачастую их фантазия не отпускала от создания различных объектов из конструктора, но увы время было ограничено. Я с удовольствием принял бы участие и в последующих мероприятиях такого типа»