В институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования успешно прошла I Открытая межвузовская научно-практическая конференция «Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов», организаторами которой выступили кафедра ЮНЕСКО медиа- и информационной грамотности и медиаобразования граждан и образовательная программа «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ. В конференции приняли участие студенты, магистранты, аспиранты МПГУ, НИУ ВШЭ, МГУ, РУДН, ЧелГу, Иркутского института путей сообщения.
На вопросы корреспондента ИЖКМ отвечает И.М. Дзялошинский, руководитель программы «Медиакоммуникации» факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, профессор:
– Иосиф Михайлович, совсем недавно в МПГУ состоялась совместная с НИУ ВШЭ конференция, которая называлась «Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов». Чем вызван такой интерес к экологическим аспектам медиасреды, коммуникации?
– Характерной особенностью современного медиапространства России является активизирующийся процесс объединения традиционных и новых медиа в целостные – мультимедийные, интегрированные – комплексы. Возникновение новых медиа существенно изменило конфигурацию медиапространства. Эти изменения можно сформулировать следующим образом:
1) глобализация, то есть возможность практически мгновенного выхода за рамки отраслевых, корпоративных, национальных медиасистем в иные медиасреды;
2) виртуализация, связанная с тем, что информационные образы объектов, персон и процессов теряют зеркальную связь с реальными образами;
3) резкий количественный рост и усложнение контактов;
4) появление принципиально новых коммуникационных форматов – Web 1.0; Web 2.0; Web 3.0 и т.д.
С появлением интернета взаимодействие людей с медиапространством резко изменилось. Вряд ли можно теперь представить человеческое общение, работу СМИ, образование, политическую жизнь, научные исследования и развлечения без интернет-технологий. И как любое глобальное явление, существенно влияющее на развитие человеческого общества, интернет имеет свои плюсы и минусы.
К плюсам обычно относят:
- оперативность получения любой информации – пользователю интернета нет необходимости идти в библиотеки, искать необходимый материал, достаточно только открыть любую поисковую систему и задать в строке поиска условие и из предложенных вариантов выбрать то, что необходимо;
- информативность – на любую предложенную тему можно найти несколько точек зрения, сравнить их, получить полную информацию;
- технологичность – использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
- творчество – пользователь может использовать в своей работе готовые наработки, предлагаемые для свободного доступа в сети интернет, а может на основе предложенной информации представить что-то свое, непохожее на то, что было предложено, таким образом самовыразиться;
- расширение границ общения (социальные сервисы и форумы, электронная почта и другие приложения мгновенной коммуникации) –возможность общения, обмена опытом, знаниями;
- формированиеинформационной компетентности, включая умение работать с информацией (находить, получать, анализировать, систематизировать и использовать);
- возможность постоянного самообразования,самореализации.
Что касается минусов, то в конце 1990-х – начале 2000-х годов появилось много работ, посвященных проблемам информационной и информационно-психологической безопасности. В большинстве этих работ основной акцент делался на угрозах, которым подвергаются общегосударственные и корпоративные информационные и телекоммуникационные системы.
Другой –, социально-психологический подход, представлен работами, авторы которых, как правило, опираются на положение о том, что информационно-психологическую безопасность следует рассматривать как состояние защищенности личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора. В последние годы все активнее используется понятие медиабезопасности. Под медиабезопасностью понимается один из видов безопасности современного человека, живущего в атмосфере постоянных природных и техногенных рисков, наряду с экологической, дорожной, противопожарной, химической и другими видами безопасности.
На наш взгляд, такой подход, рассматривающий медиа как внешнюю по отношению к человеку систему, уже не может выявить все проблемы, возникающие в сфере теоретического осмысления сложившейся информационно-коммуникационной ситуации. В конце концов, именно человек создает ту медиасреду, которая рассматривается как источник угроз. Но, с другой стороны, создаваемая человеком медиасреда в настоящее время превращается в некий информационно-коммуникационный универсум, который представляет собой объективно существующую самоорганизующуюся систему, не менее сложную, масштабную и самодостаточную, чем сама природа.
Следовательно, должна возникнуть новая научная дисциплина – экология медиапространства, (или, в других терминах – экология медиапроизводства), которая будет изучать условия, факторы и результаты взаимодействия человека (и различных человеческих объединений) с коммуникационным универсумом в целом и с различными коммуникационными и информационными системами.
– В этой конференции принимали участие исключительно молодые исследователи. Как на ваш взгляд проявили себя участники, каков уровень докладов?
– Порадовал сам факт чрезвычайно активного интереса молодых людей к этой проблематике. Был представлен 21 доклад, и все эти доклады были высокого качества.
Участие в НИР студентов, аспирантов и молодых ученых позволит значительно расширить круг исследователей, которые будут готовы вполне профессионально заниматься изучением экологических проблем, связанных с неуправляемым развитием медиапространства.
– Каковы перспективы у этой конференции, будет ли и дальше в научном плане востребована проблематика экологии медиапространства?
– Потребность в исследовании проблем взаимодействия человека с информационно-коммуникационным универсумом очевидна. Необходимость таких исследований уже осознана. Более того, есть социальный запрос на разработку более-менее внятной программы действий по преобразованию отношений между человечеством и медиапространством.
Речь идет, прежде всего, о разработке грамотной инфоэкологической политики, которая не заключалась бы исключительно в принятии не очень эффективных законов о защите детей от вредной информации.
Во-вторых, нужно создавать гражданские структуры, которые занимались бы продвижением идей экологии медиапространства.
В-третьих, нужно формировать инфоэкологическое сознание людей. Очевидно, что упорядочить взаимодействия людей с информационно-коммуникационным универсумом, невозможно без повышения социальной ответственности каждого человека за последствия своего воздействия на медиапространство. Для решения проблем, возникающих между человеком и медиапространством, нужно изменить систему наших о нем представлений, а соответственно и парадигму медиаобразования, которое часто рассматривается как способ защитить людей от влияния медиа как «агента культурной деградации». Надо формировать понимание того, что именно медиа могут и должны стать важнейшим ресурсом социального развития.
Так что поле для самореализации молодых людей, которые решили заниматься заявленной на конференции проблематикой, практически безбрежно.
ИЖКМ