Одним из важных направлений кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ является разработка программ духовного развития детей и молодежи города Иркутска и научное консультирование реализации воспитательной и образовательной антропопрактики на основе рефлексивно-позиционного подхода, которое осуществляет доцент кафедры Н.Б. Ковалева. В этом году разработанная под ее руководством программа «Основы православной веры» прошла все экспертизы и в итоге ЧОУ «Православная гимназия в честь Рождества Пресвятой Богородицы» Иркутска получила бессрочное конфессиональное представление. На семинаре 28 июня 2025 г. участники пришли к мнению, что самый главный итог – это становление мировоззрения детей, укрепление их православной веры, формирование личностной и гражданской позиции, а также развитие образного мышления, проектного сознания, культуры коммуникации и жизнеутверждающего мировидения. Об этом свидетельствуют итоговые размышления, сценки и рисунки детей, а также результаты диагностических исследований, представленные в научных публикациях, на круглых столах и конференциях. Помимо насыщенных художественными образцами и интересными приемами занятий, сценарии которых еженедельно прорабатываются на семинарах, большой вклад в решение данных задач вносят различные проекты, в том числе смены знаменитого епархиального лагеря «Роднички», Евангельские чтения, литургия и праздники.
В этом году особенно много откликов вызвали три события: интерактивная площадка посвященная 80-летию победы «Сильные духом крепче стены», гимназический праздник Введения во храм Богородицы и Пасхальный концерт. Вот несколько отзывов.
Маргарита Хемпетти, выпускница ЧОУ «Православная гимназия в честь Рождества Пресвятой Богородицы» города Иркутска: «Меня очень вдохновила возможность принять участие в гимназическом событии, посвященном празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. После службы – интересная программа, чаепитие, создающие настроение. Основными образами праздника были выбраны светильник и храм. Светильник даёт Свет, освещает Путь. И поэтому различные свечи и светильники стали призами в нашей праздничной лотерее. Также на различных активностях ребята-организаторы раскрывали образ храма. Какую роль играл и продолжает являть храм в жизни людей? Какими были храмы раньше? Для любителей интеллектуальных задачек предлагался кроссворд двух уровней сложности со словами и понятиями, раскрывающими суть праздника. Атмосфера была веселой, но держала в напряжении до самого конца: кто же станет обладателем прекрасных светильников на финальном розыгрыше? Порадовала доброта и искренность, с которой ребята радовались, когда выигрывал кто-то из их класса. А ученики 6″Б” написали имя своего классного руководителя. И именно она выиграла один из призов! Праздничная программа подарила не только добрую душевную атмосферу, но и позволила запустить духовные размышления о Храме и Свете Божием. Завершилось мероприятие чтением 133 псалма. Этот псалом был распечатан на памятных открытках, которые каждый мог унести с собой, чтобы сохранить теплые воспоминания о праздничном событии».
Софья Андреева, ученица 10 класса ЧОУ «Православная гимназия в честь Рождества Пресвятой Богородицы» города Иркутска: «В этом году мы работали над интерактивным пространством в рамках концерта, посвященного Пасхе. Это великий христианский праздник, означающий победу над смертью, но из-за рутины он лишается духовного смысла и соответственно радости. Наша цель – создание интерактивного пространства и сюжета концерта, объединяющего все номера. Задачи: участие ребят в написании сюжета; поиск в Священном Писании вдохновляющих образов; размышление над собственными актуальными проблемами духовной жизни; создание пространства сопереживания персонажам и возможности совершить собственное открытие на основе библейских и современных сюжетов. Первым этапом была работа с Евангельским отрывком, который читают на пасхальной службе. Также мы создали множество игровых локаций и форм для творческой рефлексии. Но самое главное – спроектировали единую целостную программу концерта и на выходе получили множество теплых слов, улыбок и воодушевляющих откликов. Вот один из них, от педагогов ГДКУ СКШ № 5: “Второй раз посещаем это грандиозное мероприятие. Нас переполняет восторг от увиденного, услышанного! Какие все дети большие молодцы, как они здорово выступали, как старались сделать что-то особенное!!! С каким воодушевлением проходили локации и придумывали как выразить сердечную теплоту и пасхальную радость! Благодарим!”».
Екатерина Петрова, выпускница ЧОУ «Православная гимназия в честь Рождества Пресвятой Богородицы» города Иркутска:«Для меня самым ярким событием стала интерактивная площадка посвященная 80-летию победы “Значение притчи в медиагерменевтике”, состоявшаяся в рамках региональной конференции “Приумножая лучшее”, по сценарной идее Н.Б. Ковалевой. На площадке более 60 подростков из разных школ Иркутска под мастерским руководством духовника гимназии, священника Сергия Андреевича Новикова, работали с материалом о подвиге Панфиловцев и мультфильмом-притчей “Сильные духом крепче стены”. Размышляя над вопросами – что должно лежать в основании стены, защищающей нас от врагов? почему стена может рухнуть? что помогло Панфиловцам совершить свой подвиг? в чем смысл Жертвы? и вступая в диалог с матерью подростка, готового отдать свою кровь в защиту Отечества, – глубоко пережили тему подвига и того, что нужно чтобы стать ее настоящим защитником. В заключение мастер-класса участники нарисовали свое видение ответа на вопросы: “Что требуется от нас? Что нам нужно воспитывать в себе? Что нам нужно защищать в своей Родине?”, – создав проникновенные образы, в которых теплом свои рук поддерживали друг друга, защищая страну!»
Кафедра психологической антропологии Института детства