13 марта 2024 года на Международной выставке-форуме «Россия» прошел День искусственного интеллекта в России – уникальное событие, где были представлены впечатляющие достижения Российской Федерации в области развития экосистемы искусственного интеллекта в рамках реализации федерального проекта «Искусственный интеллект».
Цель мероприятия – привлечение широкой аудитории, заинтересованной в развитии искусственного интеллекта, популяризация деятельности государства в области развития рынка искусственного интеллекта.
В рамках мероприятия состоялась Панельная дискуссия «Искусственный интеллект в образовании». Участники обсудили влияние технологий искусственного интеллекта на образование, тренды внедрения ИИ в образование, примеры существующих кейсов использования ИИ в отрасли, новые требования к компетенциям педагогов, этические и правовые вопросы внедрения ИИ в образование.
Участие в Панельной дискуссии с сообщением «Искусственный интеллект в общем образовании» приняла Людмила Леонидовна Босова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике, и.о. академика-секретаря Отделения общего среднего образования РАО. Отвечая на вопрос «Заменит ли искусственный интеллект учителя?» Людмила Леонидовна отметила следующее: «ИИ – это инструмент, который может помочь и учителю, и ученику; его надо осваивать и использовать. ИИ может быть ассистентом учителя, способствуя снижению нагрузки на педагога за счёт помощи в планировании уроков, создании презентаций, проверке работ обучающихся и т.д. Интеллектуальные обучающие системы способны стать индивидуальными репетиторами для каждого ученика, обеспечивая им любую глубину погружения в тот или иной предмет. Но без участия человека-учителя невозможно реализовать потенциал совместного обучения, управляемого исследовательского обучения, продуктивное взаимодействие между участниками образовательного процесса. Важно понимать социальную миссию педагога и не пытаться волевым решением устранить учителя-человека из образовательного процесса». Также она привела основные правила, которых, как автор учебников информатики, рекомендует придерживаться ученикам при использовании искусственного интеллекта:
- Смело осваивайте новое, в том числе ИИ
- Помните: «ленивый» запрос влечет «ленивый ответ»: помощь ИИ будет эффективнее, если вы сообщите ему больше контекста, больше деталей. При этом не забывайте, что вы не застрахованы от проблем, связанных с конфиденциальностью: не стоит сообщать ИИ то, что хотелось бы сохранить в тайне.
- Если вам что-то неясно в информации, решении, предложенными ИИ, попросите его расширить объяснение или привести вам другие примеры.
- Не доверяйте слепо ИИ: у ИИ может не быть требуемой информации по конкретной теме – сеть еще не обучена по интересующему вопросу; существует риск ошибок и фальсификаций, поэтому ИИ может предлагать правдоподобную, но неверную информацию. Проверяйте и перепроверяйте информацию.
- Развивайте критическое мышление и кругозор: результаты работы ИИ трудно оценить человеку, плохо знакомому с соответствующей темой.
- Помните, ответственность за результат, полученный с помощью ИИ, несете вы.
Также Людмила Леонидовна обратила внимание на явное противоречие в оценке учебных материалов, создаваемых человеком и ИИ: экспертиза школьного учебника – многоступенчатый и продолжительный процесс, но кто проверяет и оценивает учебные материалы, генерируемые ИИ? И вообще, на каком контенте обучаются нейронные сети?