Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Стена директора ИИиП МПГУ: «Искусственный интеллект и образование: Имитация мышления или искусство педагогики?». Часть 2

Стена директора Института истории и политики

Начало статьи находится здесь.

Важно подчеркнуть, что «имитация» – это не то же самое, что предмет имитации. Имитация выполняет некоторые функции имитируемого явления, но не подменяет его, не копирует его и не является тождественным ему. Такие имитационные технологии существуют и в биологии. Например, есть такое семейство двукрылых насекомых из подотряда короткоусых (Brachycera) – Журчалки (лат. Syrphidae), характерной особенностью которых является сходство с жалящими перепончатокрылыми (осами, пчёлами, шмелями). Они имитируют опасность, а сами питаются нектаром. В общем, ИИ – не ум, а журчалка – не пчела.

В прошлом году в газете «Коммерсант» появилась достаточно ясная статья об искусственном интеллекте, которая так же прозрачно задает и понимание его содержания – это компьютерные программы для искусственного моделирования (имитации) некоторых естественных функций ума человека. Согласитесь, разное возникает впечатление и психологическое восприятие, когда вы говорите «компьютерные программы» и «искусственный интеллект»:

«Словом 2023 года, по версии словаря английского языка Collins English Dictionary, является аббревиатура AI (искусственный интеллект, ИИ), означающая «моделирование мыслительных функций человека с помощью компьютерных программ».

ИИ — это комплекс программ, который способен имитировать человеческие навыки. Например, планирование, решение конкретных задач, обучение и улучшение своего функционала по мере накопления информации. Термин «искусственный интеллект» был впервые введен английским математиком Аланом Тьюрингом в работе «Вычислительные машины и разум» в 1950 году. Современные ИИ способны выполнять различные задачи от распознавания изображения или текста до анализа большого количества данных, управления транспортными средствами и многое другое.

Другой распространенный вид ИИ — генеративный ИИ. Такие программы способны самостоятельно создавать тексты, изображения или другие медиаданные в ответ на запросы.

В медицинской сфере ИИ используется для определения диагноза, записи данных пациента и помощи врачу. Кроме того, существуют системы, которые занимаются разработкой новых препаратов. Такие программы сокращают время создания лекарств.

В сельском хозяйстве с помощью ИИ определяют состояние почвы, растений, контролируют сбор урожая, обработку посевных площадей. Программы используют для поддержания оптимальных условий выращивания различных культур, поиска и устранения сорняков. С помощью ИИ отслеживают состояние животных, их рацион питания, передвижения и проводят инвентаризацию поголовья скота.

В образовании ИИ применяются для написания текстов и проверки работ учеников. Существуют системы, которые после прохождения человеком теста, могут составить для него персонализированный план обучения.

В транспортной промышленности ИИ используются для создания программы автопилота машины. В настоящее время существуют системы, способные управлять самолетами, поездами, поддерживать заданный курс у судна. Различные компании по всему миру занимаются созданием ИИ, способного полностью самостоятельно управлять автомобилем в условиях современного трафика.

В промышленности ИИ используются в сборочных автоматах, на лентах конвейеров. Программы также полезны в бухгалтерской сфере, так как способны анализировать большие объемы данных быстрее и точнее человека.

В банковской сфере ИИ также могут использоваться как персональные ассистенты или консультанты. Еще в этой отрасли программы используются для принятия решения по заявкам на кредиты, противодействия мошенникам с помощью анализа нестандартных действий физических или юридических лиц и обработки документов. Кроме того, ИИ прогнозируют загрузку банкоматов, тем самым снижая затраты на инкассацию.

В дорожной отрасли ИИ используются для управления трафиком. Другая задача, с которой справляется ИИ в этой сфере, — контроль за состоянием дорог.

В финансовой сфере с помощью ИИ проводится анализ рынков, создание стратегий, поиск аномалий и составление прогнозов. Существуют программы, которые самостоятельно заключают сделки и проводят операции на финансовых рынках.

В отрасли компьютерных игр ИИ используется для создания и «оживления» персонажей.

Как ИИ может повлиять на рынок труда

Согласно исследованиям Всемирного банка, в течение ближайших пяти лет ИИ изменит почти четверть рабочих мест в мире. Эксперты Goldman Sachs считают, что ИИ способен заменить человека в 18% рабочих задач и затронет 300 млн рабочих мест во всем мире.

По прогнозам Всемирного экономического форума, ИИ в ближайшие пять лет сократит 83 млн рабочих мест, а создаст — лишь 69 млн. В свою очередь, эксперты Международной организации труда полагают, что благодаря внедрению ИИ количество рабочих мест, наоборот, увеличится».

Источник

Обращаю внимание, что появление ИИ привело к очень резкому различению функций создания текста и научного исследования. Особенно это заметно в гуманитарных науках.

Воздействие ИИ на общество, на различные сферы деятельности, программы связано не только с его технологическим использованием в различных сферах. Гораздо большее воздействие ИИ оказывает на общество как не понимаемые в обществе терминология и явление. Непереведенный термин «интеллект», не являясь центральным (и используемым) в русскоязычной науке термином, формирует ложное представление о явлении и его значении для общества. Примеры такого формирования ложного восприятия и картины действительности мы можем найти в разных сферах и в нашей недалекой истории. Вспомним хотя бы август 1991 года и создание ГКЧП в СССР, – событие, получившее непереведенный и широко не используемый в советской публичной информационной и экспертной среде термин «путч». Но чужой термин стал одним из важнейших элементов формирования в обществе негативного отношения к этому явлению.

Использование термина ИИ тоже имеет различающиеся смыслы, содержание и последствия в качестве программ для обработки баз данных в разных сферах жизнедеятельности человека и в качестве образа новой (другой) жизни, меняющей человеческую обыденность и мало понятной большинству людей.

Intellect переводится на русский язык как разум, ум, рассудок, которые совсем не являются синонимами и в русском языке и философии характеризуют качественно различающиеся уровни человеческого мышления и его функции. Интеллект в данном случае – это уровень обыденного представления западного мировоззрения о мышлении, об уровне развития профессионального знания у специалиста. Именно поэтому недавно у нас в России стала осознаваться необходимость использовать в науке достигнутые ранее наши результаты во всех духовных и культурных сферах. «Искусственный интеллект» и его использование только акцентировали необходимость опоры на отечественные достижения в философии, психологии, культурологии и других гуманитарных науках.

XXI век – это век имитационных технологий. Нанотехнологии, или искусственный интеллект – это имитационные технологии в разных сферах научно-технологического развития. Кстати, может быть, в русском языке это явление лучше и правильнее назвать «имитационным интеллектом»? Такое название подчеркнет то, что такой «интеллект» не синоним ума, а синоним только имитации (искусственного моделирования) некоторых простейших его алгоритмов.

Нейролингвист Татьяна Черниговская, например, считает, что «современные системы ИИ способны писать статьи, делать научные работы. «Этот новый мир уже наступил, надо с ним как-то справляться», — подчеркнула она. И в этом смысле важно то, как люди оценивают влияние этих систем и себя самих в существующей ситуации».

Источник

Проблема как раз в том, что ИИ не может (у него «можелки» нет) писать научные статьи, а может только ИМИТИРОВАТЬ эти статьи. Надо уметь отличать НАПИСАНИЕ от ИМИТАЦИИ. Раньше это было не нужно, сейчас такая необходимость – это часть нашей реальности. Ну и конечно, ИИ не может ни «писать», ни «делать». Этот тот самый случай, когда, казалось бы, абстрактные философские вопросы становятся (или уже стали) частью нашей обыденной, бытовой жизни. На эти вопросы не могут ответить психологи и даже «нейропсихологи», это проблемы не психологии, а философии, которые еще вчера считались «придуманными» вопросами особенных людей и ученых. А сегодня важнейшей проблемой образования становится не формирование компетенций, а развитых форм сознательного человеческого мышления.

Информация к размышлению: 2023 год: Исследователи использовали технологию, лежащую в основе чат-ботов с искусственным интеллектом (ИИ) Chat GOT, для создания поддельных данных в поддержку непроверенных научных утверждений. Способность ИИ создавать убедительные данные усиливает обеспокоенность исследователей и редакторов журналов по поводу влияния технологии на целостность исследований. «Наша цель состояла в том, чтобы подчеркнуть, что за несколько минут вы можете создать набор данных, который не подтверждается реальными исходными данными, а также противоречит имеющимся доказательствам».

Источник

И важнейшим вопросом вдруг стала проблема существенного различия имитации от субъектного делания, проблема существования, бытия, субъектности, отличия живого от неживого, связи жизни и сознания. Многие думали, что надоедливые вопросы понимания мира существуют только потому, что есть КПСС и система партийной учебы. Но вот КПСС исчезла – и пришла чудесная пора потребления без вопросов. Ан нет… Без КПСС оказалось, что проблемы перед нами еще более серьезные, и думать надо самим, потому что некому больше отвечать на эти непридуманные вопросы усложняющейся жизни.

Для того чтобы осуществлять имитацию чего-то, это что-то надо знать. Можно ли сказать, что мы знаем очень хорошо, что такое мышление, его состав, различаем все уровни мышления и готовы констатировать, что понимаем высшие и самые сложные уровни мышления? И умеем их сознательно формировать? Большей частью мышление не изучено, не понято и представляет собой для нас стихийные, естественные, нерегулируемые процессы. Поэтому создать «искусственный интеллект» мы можем в простейших формах, хотя и в очень объемных и требующих обработки больших баз данных. Искусственный интеллект можно было бы назвать и детским интеллектом. И это тоже была бы правда.

Скажу больше, но по секрету, что компетенции сложных специальностей тоже не изучены, потому что это более сложное знание, чем сами эти специальности. Это отдельное направление науки, которое в силу его сложности еще не сложилось.

ИИ – это (компьютерное программное) дополнение в (к) человеческой деятельности в самых разных сферах. Педагогика – это искусство. ИИ не заменяет искусство, не получает те же результаты, что искусство. ИИ – это только имитация искусства. ИИ не может заменить-подменить педагогику, он может использоваться как, например, географические и исторические карты в образовательном процессе, но это не замена самого процесса преподавания, обучения, не замена содержания и процесса образования, наработанных всей историей человечества традиций передачи и формирования культуры.

– А как же Швеция? – А при чём здесь Швеция? – В том-то и дело, что ни при чём!

Информация к размышлению: «Стратегия цифровизации в системе образования Швеции отменена решением Правительства 20 ноября 2023 года. В пояснениях к решению шведского Правительства сказано: опыт показывает, что базовые навыки, такие как способности к общению, внимание и концентрация, способность читать, писать и считать, лучше всего приобретаются посредством аналоговой деятельности в аналоговой среде. В младшем возрасте основное внимание должно быть уделено книгам в печатном виде, цифровые инструменты обучения могут использоваться только в старшем возрасте и при условии, что это делается выборочно, на основе научной поддержки и подтвержденной педагогической ценности. «Так мы обеспечиваем переход от времени перед экраном к чтению», — сказал министр образования Швеции Лотта Эдхольм. Внесены поправки к шведскому Закону об образовании о гарантиях доступа учеников к традиционным бумажным учебникам».

Источник

Швеция продемонстрировала нам кое-что необходимое из нашего наступающего и осознанного будущего, осознанный выбор и сохранение традиционных форм образования для формирования и воспроизведения человеческого. Есть выбор куда идти и каких результатов добиваться. Например, Финляндия пошла по другому пути изменения образования – в 2020 году у них исчезли такие предметы, как физика, биология, история. Школьники теперь готовятся к реальной жизни, «к работе в кафе». (Источник)

А зачем там знание классической литературы, зачем там классическая музыка и сложная математика, зачем там знание прошлого вашей страны и человечества? – «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Вот и наступает «счастливая пора» без печали, когда ИИ как бы заменяет необходимость и мудрости, и печали.

ВКР, сделанная при помощи ИИ, бессмысленна. Можно сделать правила использования ИИ при подготовке ВКР, но там должны быть четко обозначены зоны и содержание ВКР, подготовленные студентом самостоятельно, а не ИИ. Причем должна быть уверенность и обоснованность, что ИИ не может сделать эти части работы. А для этого необходимо сначала провести исследования, показывающие границы возможностей ИИ, и сформулировать необходимую человеческую часть ВКР.

Но надо уже думать о том, что существующая форма и стандарты ВКР могут быть бессмысленны, и следует задуматься о новых формах ВКР, имеющих другие форму и содержание. Может быть, по объему это будет всего лишь страница, может быть – несколько разных форм результатов обучения, включающих анализ источника, анализ концепции и выдвижение обоснованной гипотезы по какой-то проблеме. Может быть, и иначе, но это должна быть демонстрация сформированности и результатов работы абстрактно-понятийного уровня развития мышления обучающегося. Может быть, нужны разного уровня ВКР и разного уровня дипломы, поскольку не все достигнут развитых форм сознательного мышления.

А может быть, сформируется образовательный «фастфуд», который будет производить с мышлением и духовностью человека то же самое, что «фастфуд» в еде с телом человека – масштабную деформацию и деградацию людей на основе имитации духовной деятельности.

Тогда образование без ИИ, настоящее мышление, формирование сознательных и развитых форм мышления станут доступны немногим и будут цениться очень высоко – как настоящее, высшее и подлинное. Тем более что это формируется не по книжкам и не по ИИ, а ТОЛЬКО в режиме реального и живого взаимодействия учителя и ученика.

Может быть, в результате использования ИИ уменьшатся в образовании, включая подготовку ВКР, технические элементы обучения и безусловно будет увеличиваться роль творческих, включающих развитие мышления, элементов обучения. Обучение будет двигаться в сторону духовного резонанса преподавателя и обучающихся в сложных формах мышления, переживания и сознательного сопереживания добра.

Результатом использования искусственного интеллекта должно стать не увеличение цифрового тестирования обучающихся, а принципиальное увеличение индивидуальной работы преподавателя со студентом. А это потребует пересмотра содержания, оценок труда педагогов и многое другое. Появление ИИ в нашей жизни для образования и высшего образования предполагает появление в результате обучения людей не только с компетенциями, но и людей со всесторонне развитыми способностями к созиданию в различных сферах (духовные шедевры). Главным результатом нового этапа в развитии образования должно стать не формирование компетенций или, может быть, они станут начальным и сопутствующим этапом формирования профессионального мышления, а именно созидание сложных творческих форм мышления и деятельности.

Имитация и Искусство – не синонимы, хотя и начинаются на «и» – ИИ.

– А как же Швеция? – А при чём здесь Швеция? – В том-то и дело, что ни при чём!

Xaver Varnus Plays Bach’s Toccata & Fugue in the Berliner Dom

 

 

 

 

 

 

15 / 09 / 2024

Показать обсуждение