Действующий испанский Национальный стратегический план по борьбе с радикализацией, ведущей к насилию (PEN-LCRV) (1) сочетает несколько факторов, характерных для этой страны. С одной стороны, у них есть историческое наследие и успешный опыт борьбы с отечественной террористической группировкой ETA в течение 60 лет. В этом конфликте был международный элемент – испанско-французское сотрудничество и такое сотрудничество стало ключом к победе над террористической группой. С другой стороны, Испания является членом Европейского Союза, и, следовательно, международное измерение стало еще более широким: сотрудничество в вопросах безопасности с европейскими институтами; обязательное выполнение директив и правил; реализация политики безопасности Европейского Союза в рамках испанского внутреннего правопорядка; и необходимость противостоять радикальной международной джихадистской радикализации и террористическому насилию, как основной позиции.
Этот последний аспект четко изложен в предисловии к Национальному плану, в котором указывается, что он является результатом адаптации Стратегии Европейского союза по борьбе с терроризмом на национальный уровень, а также последующей и более конкретной Стратегии борьбы Европейского союза против радикализации и вербовки террористов.
Важной особенностью новой политики в области безопасности является изменение парадигмы «культуры безопасности», как основополагающего принципа всего Национального плана. Это вовлекает общество в реализацию политики безопасности, делая гражданской обязанностью каждого испанца.
Вот краткий обзор структуры и функционала Национального плана Испании.
План устанавливает следующую цель: «создать эффективный инструмент для раннего выявления и нейтрализации вспышек и очагов насильственного радикализма, действующих в тех общинах, группах или между отдельными лицами, которые подвержены риску или у них существует уязвимость к воздействию радикальных групп».
В нем также представлены руководящие принципы:
• Ценности открытого общества – плюралистического общества с уважением прав и принципов верховенства права
• Прозрачность – понятная политика, известная гражданам
• Координация – межведомственный подход, включающий все затронутые министерства и государственно-частные партнерства
• Адекватность ресурсов – использование существующих инструментов и средств
• Оценка, аудит и контроль средств и действий, определение приоритетов жизнеспособности и устойчивости.
В отношении своей структуры и областей деятельности План имеет три аспекта: внутренний охват в пределах границ Испании; внешние связи, в основном ориентированные на сотрудничество с ЕС; и киберпространство, где задача состоит в том, чтобы информационные системы не стали средством содействия радикализации, обучению и воспитанию террористов.
План также определяет различные функциональные области или методы реализации плана в зависимости от «степени развития определяющих его процессов (процессов радикализации), дифференцирующих вмешательство до начала этих процессов, в течение времени его развития или после того, как он был завершен без деактивации».
Таким образом, он четко разграничивает три направления деятельности:
а) Предварительная профилактика: основное внимание уделяется формированию доверия и социальной легитимации, а также предотвращению распространения радикальных идеологий насилия, которые противоречат демократическим принципам и ценностям. В этой области предусматриваются только «коллективные» меры, все они направлены на выявление ситуаций, в которых существует конфликт или отсутствует социальная интеграция, и усилия по предотвращению возникновения процессов насильственной радикализации.
По этому вопросу следует сделать два кратких замечания. Во-первых, заострить внимание на том, что отсутствии интеграции в контексте радикализации – это не только неправильно, но и контрпродуктивно. Такой подход приведет к тому, что будут клеймить членов определенных общин только за принадлежность к ним и за применение на практике определенных религиозных и культурных обычаев. Во-вторых, отсутствие мер или действий в отношении любого из многочисленных структурных факторов и факторов, ведущих к радикализации. В качестве примера, принятых в области профилактики мер, следует упомянуть веб-сайт «Остановить радикализм» https://stop-radicalismos.ses.mir.es/ Это ресурс, на который гражданам предлагается сообщать о любых «признаках, которые могут привести к радикализации или экстремистскому поведению». Это инструмент, ранее использовавшийся французским правительством. Там он не имел большого успеха и был широко раскритикован за его контрпродуктивные социальные поляризационные эффекты.
б) Зона «наблюдения» или действия «во время»: здесь основное внимание уделяется выполнению функций наблюдения на местном уровне, мониторинга и управления процессами зарождающейся насильственной радикализации или первых этапов ее эволюции. Предусмотренные меры и действия в этом случае являются как коллективными, так и индивидуальными. Местные власти несут ответственность за реализацию в этой области. На сегодняшний день только 13 муниципалитетов из 8 000 в общей сложности внедрили руководящие принципы этого Плана, разрабатывая местные стратегии и подходы. В связи с этим стоит упомянуть пример муниципалитетов Малага и Оспиталет, которые использует межведомственный и междисциплинарный подход к борьбе с этим явлением.
Однако предстоит решить еще большую задачу, поскольку другие городские советы берут на себя задачу предотвращения радикализации в своей местной среде. С другой стороны, Испанская Федерация муниципалитетов и провинций , платформа, объединяющая все муниципалитеты Испании, также работает над этим вопросом, разрабатывая руководящие принципы действий, которые должны быть приняты местными властями для надлежащего осуществления Национального плана.
c) Область «действия», сфокусированная на ситуациях – «после»: она включает мониторинг и расследование деятельности групп и / или лиц, которые узаконивают насилие или даже осуществляют насильственные действия или сотрудничают в них.
Применяемые меры – строго индивидуальны и носят принудительный или коррективный характер.
Что касается гражданского общества, то стоит отметить великолепную работу испанских аналитических центров с признанным авторитетом на международном уровне, таких как Real Instituto Elcano (2) , который является ведущим проектом в области P/CVE. Он включает «MINDb4ACT: отображение, выявление и развитие навыков и возможностей в операционной среде для совместного создания инновационных, этических и эффективных действий по борьбе с радикализацией, ведущей к насильственному экстремизму» (3) и «J-SAFE: Судебная Стратегия против всех форм насильственного экстремизма в тюрьмах » (4). Барселонский Центр по международным делам CIDOB (5) способствует проведению высококачественных исследований в области P / CVE и авторитетных форумов, которые способствуют обмену передовым опытом и знаниями в этой области. Нужно отметить и превосходную работу, которая ведется другими некоммерческими организациями, такими как Фонд Аль-Фанара (6), с важными и успешными образовательными проектами и инструментами для предотвращения радикализации среди самых молодых.
Учитывая длительный и успешный опыт Испании в борьбе с терроризмом и ее членство в ЕС с 1986 года, страна сравнительно недавно приняла Национальный план по борьбе с радикализацией. Существует десятилетний разрыв между испанским планом и планами других государств-членов, таких, как Соединенное Королевство, обладающих обширным опытом борьбы с терроризмом. Тем не менее, здесь есть положительный фактор, поскольку другие европейские планы и их меры могут быть образцом для Испании, включая изучение ошибок и изменение подходов и практики, которые, несомненно, требуют пересмотра.
(1) http://www.lamoncloa.gob.es/consejodeministros/Paginas/enlaces/300115-enlaceradical.aspx
(6) http://www.fundacionalfanar.org/
Источник: European Eye on Radicalization