13 марта исполнилось 135 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко. Этот выдающийся советский педагог известен работой с беспризорниками, несовершеннолетними детьми, совершившими правонарушения. Свой опыт в воспитании трудных подростков он изложил в «Педагогической поэме», которая названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века и переведена на десятки языков, а сам Антон Макаренко признан организацией ЮНЕСКО одним из величайших педагогов XX века.
Антон Семенович Макаренко родился 13 марта (1 марта по старому стилю) 1888 года в городе Белополье Харьковской губернии. По окончании Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем в 1911–1914 годах работал учителем. Затем поступил в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В течение нескольких лет возглавлял железнодорожное училище в Крюкове и городское училище в Полтаве.
С 1920 года Антон Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. Педагог присвоил ей имя писателя Максима Горького, с которым состоял переписке. С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. Некоторое время руководил педагогической работой в трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 году переехал в Москву и последние годы жизни посвятил литературной и просветительской деятельности.
Антон Семенович Макаренко – великий педагог, человек-легенда…
Почему великий? Почему легенда? – Аргументов несколько.
Во-первых, его помнят и знают во всем мире – он назван ЮНЕСКО одним из четырех столпов педагогики, вместе с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори.
Во-вторых, его идеи изучают и применяют несмотря на то, что прошло уже 84 года со дня его смерти и 135 лет со Дня рождения.
В-третьих, если почитать его книги, написанное в них не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело новое звучание.
В-четвертых, о Макаренко продолжает ходить множество мифов. И это тоже признак величия и легендарности. Об обычных людях не сочиняют мифы. У великих же – множество и друзей, и врагов.
Давайте порассуждаем вместе.
Один из самых распространенных мифов – это миф о том, что Макаренко – первый и единственный педагог, перевоспитывавший трудных подростков и применивший коллективную педагогику. Безусловно, он таковым является, но только в ряду со многими другими российскими педагогами, а его первенство скорее в том, что занимался он перевоспитанием детей в сложнейших социальных обстоятельствах послевоенного времени и мастерски применил опыт своих предшественников – Герда, Резнера, Бецкого, Шацкого, Сороки-Росинского…
Чтобы заниматься перевоспитанием таких детей, нужно иметь огромное человеколюбие и безграничную любовь к детям. Без этого вы не сможете организовывать их жизнь. Это просто невозможно. Как невозможно придумать такие фразы, которые читает весь мир и ощущает их справедливость.
Вот некоторые цитаты из произведений Антона Семеновича Макаренко:
- «Дети — это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным»
- «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги»
- «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного»
- «Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого»
- «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»
Педагогика Макаренко действительно была демократичной, веселой, игровой, построенной на доверии и взаимном уважении, на четкой организации и понятных требованиях.
Еще один миф – это миф о том, что, по Макаренко, главная цель воспитания – это создание коллектива, в котором личность ему полностью подчиняется и живет только его интересами.
Конечно, можно и так понять его концепцию воспитания, но это только если не вчитываться, не вдумываться, не анализировать. Коллектив, по Макаренко, – мощное средство, и отнюдь не подавления и наказания, а, прежде всего, ПОМОЩИ детям в воспитании самодисциплины, формировании позитивного мышления, апробации лидерских способностей. И еще один акцент, свидетельствующий о том, что Макаренко понимал и опасное влияние коллектива. Самостоятельность коллектива – это здорово, считал Антон Семенович, но только при наличии ВЕТО у воспитателя. Окончательное слово за ним – мудрым и принципиальным.
Учение Макаренко детерминировало развитие таких современных социально-психологических и педагогических идей как разрешение конфликтов между коллективом и личностью, формирование развивающего пространства, геймификация.
Отечественная и зарубежная организационная психология тоже развивала идеи Макаренко. Но следует констатировать, что зарубежная, даже в большей степени, чем отечественная и в последствии предоставила нам такие трансформированные понятия как «корпоративная культура», «корпоративные мероприятия», «тим-билдинг», «командообразование», вышедшие из педагогики Макаренко.
Цитаты из произведений Антона Семеновича говорят об основных идеях, которые заложены в его представлениях о коллективном воспитании.
- «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости»
- «Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали»
- «Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ»
- Самая трудная вещь — требование к себе.
- Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками
В этих цитатах речь, безусловно, о самодисциплине, стойкости, самодостаточности, целеустремленности и совладании.
А вот уже о позитивном мышлении, осознанности и ценностях.
- «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга»
- «Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания»
Доверие и требование – гениальное макаренковское сочетание: и мотивирующее, и контролирующее.
А вот о разумном балансе в социализации индивидуального и коллективного.
- «Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива»
- «Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше»
- «Форма бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка»
- «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом»
Достаточно распространенным и одновременно дискредитирующим учение Макаренко является миф о том, что он применял физические наказания.
Учитывая прошлое его воспитанников и их бесстрашие в криминальной среде не стоит питать иллюзий, что они бы стали это терпеть. Да и физически на фотографиях они выглядят куда более внушительно, чем их воспитатель. У Макаренко были другие средства, и он ими владел. Наказание, конечно, применял, но не как унижение или насилие.
И вот цитаты, которые говорят о глубоком знании Макаренко предмета своего воспитания – тех сложных, изуродованных, не погруженных в культуру детей, с которыми пришлось работать.
- «Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унес с собой в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймет, как это дорого стоит — забота и ласка большого человека, человека — богатого и щедрого сердцем»
- «Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место»
- «Храбрый не тот, который не боится, а тот, который умеет подавить свою трусость. Другой храбрости и быть не может»
- «Всякое несчастье всегда преувеличено. Его всегда можно победить»
- «Никогда дружба невозможна без взаимного уважения»
- «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству»
- «Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение»
Еще один миф об учении Макаренко – это то, что он не мыслил воспитания без сельскохозяйственного труда.
Конечно, для тех времен уметь работать на земле – полезное умение, но фотоаппараты «ФЭД» — это нанотехнологии того времени и Макаренко со своими воспитанниками, бесспорно, в авангарде технического прогресса.
И, конечно, цитаты о деловитости, целеустремленности, нравственности, трудолюбии, гражданственности, порядочности.
- «В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще»
- «В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива»
- «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть»
- «В нашем обществе точное выполнение обязанностей — нравственная категория»
- «Право на труд в нашем обществе — это не только право на заработок, это прежде всего право на творчество, право на участие в социалистическом строительстве, в решении государственных задач»
- «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»
- «Тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин: его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца»
- «Необходимый аксессуар счастья — это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна»
Есть еще один миф о том, что Макаренко не придавал особого значения учебе воспитанников.
Очевидно, что это – миф, поскольку непонятно, как можно ориентировать воспитанников на высокотехнологичное производство без образования. Но Макаренко не питал иллюзий и понимал, что познавательный интерес у этой категории воспитанников, выросших на улице, воспитать не так-то просто, поэтому и учителей подбирал особых, и сам учил с акцентом на воспитание и жизнеобеспечение – воспитанники должны быть одеты, обуты, сыты и замотивированы на обучение в соединении с производительным трудом. «Ничто так человека не учит, как опыт», – справедливая цитата Макаренко.
Были и другие мифы, касающиеся личности Макаренко – о том, что он был обласкан властью, что по одним мифам – он был красавцем, по другим – замкнутым человеком.
Однако, очевидно лишь то, что он, действительно, несовершенен и для его книг, ныне абсолютных бестселлеров, не был зеленый свет.
Но что совершенно точно так это то, что педагог Макаренко великий и легендарный.
3 апреля 2023 г. в Институте педагогики и психологии состоится круглый стол «Педагогическое наследие А.С. Макаренко: воспитание происходит всегда», где в современном ракурсе предстанут идеи А.С. Макаренко, состоится обмен мнениями о значимости и непреходящей ценности его деятельности, возможностях применения идей в современных условиях. Приглашаем принять участие в работе круглого стола преподавателей, аспирантов, студентов, практических работников сферы образования, родителей, общественность, всех, кто ценит наследие великого педагога.
Институт педагогики и психологии
Видеоматериалы об А.С.Макаренко
Г.Хиллиг, Т.Ф. Кораблёва. Педагог Антон Макаренко и современная педагогика (2007 год)
https://www.youtube.com/watch?v=Jq9EJmTKqZY
В.В. Морозов. Наследие Макаренко и что с ним делать? (2017 год)
https://www.youtube.com/watch?v=0940osot0tc
М.В. Богуславский. Почему Макаренко до сих пор актуален? (2018 год)
https://www.youtube.com/watch?v=GcS_QzrDQc0
Кораблёва Т.Ф. В поисках нового человека (2018 год)
https://www.youtube.com/watch?v=wQSRTVrhAGw
Кораблёва Т.Ф. Западная критика педагога Макаренко (2018 год)
https://www.youtube.com/watch?v=gdX8s8lm1ck
Д.П. Барсков. Главарь разбойничьей банды Калабалин успешно овладел методами Макаренко (2018 год)
https://www.youtube.com/watch?v=Aa_3P0_1sY4
Экспертный клуб «Норма и деятельность». Москва. Доклад М.В. Богуславского: “Антон Макаренко: педагогика отношений” и содоклад Т.Ф. Кораблёвой (2022 год)
https://www.youtube.com/watch?v=QxzUXrHuTuI
Другие ресурсы об А.С.Макаренко
Педагогический музей А.С.Макаренко (г. Москва)