Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

13 марта исполнилось 135 лет со Дня рождения выдающегося педагога Антона Семеновича Макаренко

Новости МПГУ

13 марта исполнилось 135 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко. Этот выдающийся советский педагог известен работой с беспризорниками, несовершеннолетними детьми, совершившими правонарушения. Свой опыт в воспитании трудных подростков он изложил в «Педагогической поэме», которая названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века и переведена на десятки языков, а сам Антон Макаренко признан организацией ЮНЕСКО одним из величайших педагогов XX века.

Антон Семенович Макаренко родился 13 марта (1 марта по старому стилю) 1888 года в городе Белополье Харьковской губернии. По окончании Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем в 1911–1914 годах работал учителем. Затем поступил в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В течение нескольких лет возглавлял железнодорожное училище в Крюкове и городское училище в Полтаве.

С 1920 года Антон Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. Педагог присвоил ей имя писателя Максима Горького, с которым состоял переписке. С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. Некоторое время руководил педагогической работой в трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 году переехал в Москву и последние годы жизни посвятил литературной и просветительской деятельности.

 

Антон Семенович Макаренко – великий педагог, человек-легенда…
Почему великий? Почему легенда? – Аргументов несколько. 

Во-первых, его помнят и знают во всем мире – он назван ЮНЕСКО одним из четырех столпов педагогики, вместе с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори.

Во-вторых, его идеи изучают и применяют несмотря на то, что прошло уже 84 года со дня его смерти и 135 лет со Дня рождения.

В-третьих, если почитать его книги, написанное в них не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело новое звучание.

В-четвертых, о Макаренко продолжает ходить множество мифов. И это тоже признак величия и легендарности. Об обычных людях не сочиняют мифы. У великих же – множество и друзей, и врагов.

 

Давайте порассуждаем вместе.

Один из самых распространенных мифов – это миф о том, что Макаренко – первый и единственный педагог, перевоспитывавший трудных подростков и применивший коллективную педагогику. Безусловно, он таковым является, но только в ряду со многими другими российскими педагогами, а его первенство скорее в том, что занимался он перевоспитанием детей в сложнейших социальных обстоятельствах послевоенного времени и мастерски применил опыт своих предшественников – Герда, Резнера, Бецкого, Шацкого, Сороки-Росинского…

Чтобы заниматься перевоспитанием таких детей, нужно иметь огромное человеколюбие и безграничную любовь к детям. Без этого вы не сможете организовывать их жизнь. Это просто невозможно. Как невозможно придумать такие фразы, которые читает весь мир и ощущает их справедливость.

 

Вот некоторые цитаты из произведений Антона Семеновича Макаренко:

  • «Дети — это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным»
  • «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги»
  • «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного»
  • «Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого»
  • «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»

Педагогика Макаренко действительно была демократичной, веселой, игровой, построенной на доверии и взаимном уважении, на четкой организации и понятных требованиях.

Еще один миф – это миф о том, что, по Макаренко, главная цель воспитания – это создание коллектива, в котором личность ему полностью подчиняется и живет только его интересами.

Конечно, можно и так понять его концепцию воспитания, но это только если не вчитываться, не вдумываться, не анализировать. Коллектив, по Макаренко, – мощное средство, и отнюдь не подавления и наказания, а, прежде всего, ПОМОЩИ детям в воспитании самодисциплины, формировании позитивного мышления, апробации лидерских способностей. И еще один акцент, свидетельствующий о том, что Макаренко понимал и опасное влияние коллектива. Самостоятельность коллектива – это здорово, считал Антон Семенович, но только при наличии ВЕТО у воспитателя. Окончательное слово за ним – мудрым и принципиальным.

Учение Макаренко детерминировало развитие таких современных социально-психологических и педагогических идей как разрешение конфликтов между коллективом и личностью, формирование развивающего пространства, геймификация.

Отечественная и зарубежная организационная психология тоже развивала идеи Макаренко. Но следует констатировать, что зарубежная, даже в большей степени, чем отечественная и в последствии предоставила нам такие трансформированные понятия как «корпоративная культура», «корпоративные мероприятия», «тим-билдинг», «командообразование», вышедшие из педагогики Макаренко.

 

Цитаты из произведений Антона Семеновича говорят об основных идеях, которые заложены в его представлениях о коллективном воспитании.

  • «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости»
  • «Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали»
  • «Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ»
  • Самая трудная вещь — требование к себе.
  • Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками

    В этих цитатах речь, безусловно, о самодисциплине, стойкости, самодостаточности, целеустремленности и совладании.

    А вот уже о позитивном мышлении, осознанности и ценностях.

    • «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга»
    • «Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания»

    Доверие и требование – гениальное макаренковское сочетание: и мотивирующее, и контролирующее.

    А вот о разумном балансе в социализации индивидуального и коллективного.

    • «Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива»
    • «Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше»
    • «Форма бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка»
    • «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом»

    Достаточно распространенным и одновременно дискредитирующим учение Макаренко является миф о том, что он применял физические наказания.

    Учитывая прошлое его воспитанников и их бесстрашие в криминальной среде не стоит питать иллюзий, что они бы стали это терпеть. Да и физически на фотографиях они выглядят куда более внушительно, чем их воспитатель. У Макаренко были другие средства, и он ими владел. Наказание, конечно, применял, но не как унижение или насилие.

    И вот цитаты, которые говорят о глубоком знании Макаренко предмета своего воспитания – тех сложных, изуродованных, не погруженных в культуру детей, с которыми пришлось работать.

    • «Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унес с собой в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймет, как это дорого стоит — забота и ласка большого человека, человека — богатого и щедрого сердцем»
    • «Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место»
    • «Храбрый не тот, который не боится, а тот, который умеет подавить свою трусость. Другой храбрости и быть не может»
    • «Всякое несчастье всегда преувеличено. Его всегда можно победить»
    • «Никогда дружба невозможна без взаимного уважения»
    • «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству»
    • «Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение»

    Еще один миф об учении Макаренко – это то, что он не мыслил воспитания без сельскохозяйственного труда.

    Конечно, для тех времен уметь работать на земле – полезное умение, но фотоаппараты «ФЭД» — это нанотехнологии того времени и Макаренко со своими воспитанниками, бесспорно, в авангарде технического прогресса.

    И, конечно, цитаты о деловитости, целеустремленности, нравственности, трудолюбии, гражданственности, порядочности.

    • «В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще»
    • «В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива»
    • «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть»
    • «В нашем обществе точное выполнение обязанностей — нравственная категория»
    • «Право на труд в нашем обществе — это не только право на заработок, это прежде всего право на творчество, право на участие в социалистическом строительстве, в решении государственных задач»
    • «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»
    • «Тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин: его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца»
    • «Необходимый аксессуар счастья — это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна»

    Есть еще один миф о том, что Макаренко не придавал особого значения учебе воспитанников.

    Очевидно, что это – миф, поскольку непонятно, как можно ориентировать воспитанников на высокотехнологичное производство без образования. Но Макаренко не питал иллюзий и понимал, что познавательный интерес у этой категории воспитанников, выросших на улице, воспитать не так-то просто, поэтому и учителей подбирал особых, и сам учил с акцентом на воспитание и жизнеобеспечение – воспитанники должны быть одеты, обуты, сыты и замотивированы на обучение в соединении с производительным трудом. «Ничто так человека не учит, как опыт», – справедливая цитата Макаренко.

    Были и другие мифы, касающиеся личности Макаренко – о том, что он был обласкан властью, что по одним мифам – он был красавцем, по другим – замкнутым человеком.

    Однако, очевидно лишь то, что он, действительно, несовершенен и для его книг, ныне абсолютных бестселлеров, не был зеленый свет.

    Но что совершенно точно так это то, что педагог Макаренко великий и легендарный. 

     

    3 апреля 2023 г. в Институте педагогики и психологии состоится круглый стол «Педагогическое наследие А.С. Макаренко: воспитание происходит всегда», где в современном ракурсе предстанут идеи А.С. Макаренко, состоится обмен мнениями о значимости и непреходящей ценности его деятельности, возможностях применения идей в современных условиях. Приглашаем принять участие в работе круглого стола преподавателей, аспирантов, студентов, практических работников сферы образования, родителей, общественность, всех, кто ценит наследие великого педагога.

    Институт педагогики и психологии


     

    Видеоматериалы об А.С.Макаренко

    Г.Хиллиг, Т.Ф. Кораблёва. Педагог Антон Макаренко и современная педагогика (2007 год)
    https://www.youtube.com/watch?v=Jq9EJmTKqZY

    В.В. Морозов. Наследие Макаренко и что с ним делать? (2017 год)
    https://www.youtube.com/watch?v=0940osot0tc

    М.В. Богуславский. Почему Макаренко до сих пор актуален? (2018 год)
    https://www.youtube.com/watch?v=GcS_QzrDQc0

    Кораблёва Т.Ф. В поисках нового человека (2018 год)
    https://www.youtube.com/watch?v=wQSRTVrhAGw

    Кораблёва Т.Ф. Западная критика педагога Макаренко (2018 год)
    https://www.youtube.com/watch?v=gdX8s8lm1ck

    Д.П. Барсков. Главарь разбойничьей банды Калабалин успешно овладел методами Макаренко (2018 год)
    https://www.youtube.com/watch?v=Aa_3P0_1sY4

    Экспертный клуб «Норма и деятельность». Москва. Доклад М.В. Богуславского: “Антон Макаренко: педагогика отношений” и содоклад Т.Ф. Кораблёвой (2022 год)
    https://www.youtube.com/watch?v=QxzUXrHuTuI

     

    Другие ресурсы об А.С.Макаренко

    Педагогический музей А.С.Макаренко (г. Москва)

    Электронная библиотека произведений А.С.Макаренко, медиаресурсы о жизни и творческой деятельности (makarenko.edu.ru)

     

    13 / 03 / 2023

    Показать обсуждение