Летние каникулы российских школьников нередко называют причиной плохой успеваемости, потому что дети забывают пройденный материал. Поэтому ежегодно раздаются призывы сократить время отдыха или перераспределить его более равномерно в течение года. Однако эксперты уверены, что длинные каникулы могут стать стимулом для резкого скачка в развитии детей, если правильно распределить нагрузку и не забывать про режим дня.
Летние каникулы в российских школах — одни из самых продолжительных в мире. На отдых детям выделено 92 летних дня — подобная практика сохранилась в ряде стран постсоветского пространства, в остальных государствах они длятся, как правило, не больше двух месяцев. В этом году, согласно федеральному графику, школьники могут отдыхать даже дольше: с 26 мая по 31 августа. При этом в экспертном сообществе ежегодно поднимается вопрос о сокращении непрерывных каникул. Сторонники этой идеи уверены, что за такой длительный перерыв дети забывают школьную программу — и весь сентябрь приходится тратить на вхождение в учебный ритм. «Ъ-Карьера» поинтересовался у педагогов и психологов, стоит ли переживать, что ребенок разучится учиться за каникулы, и возможно ли гармонично организовать отдых школьника.
«Периодически возникают предложения по пересмотру продолжительности летних каникул в пользу других месяцев. Так, например, особенно наблюдается усталость детей во время третьей четверти, и во многих школах переходят на режим 5/1, когда дети учатся пять недель, неделю отдыхают. Также дополнительные каникулы предусмотрены для учащихся 1-х классов»,— отмечает директор Института педагогики и психологии МПГУ Татьяна Сахарова. По ее словам, психологи чаще всего позитивно оценивают период летних каникул для развития личности ребенка, потому что дети больше времени проводят, общаясь в разновозрастных группах, и учатся выстраивать социальное взаимодействие вне ситуации учебной деятельности. Как замечает эксперт, учебная программа построена таким образом, что в каждом новом учебном году вначале идет материал, связанный с повторением, «и уже через две недели дети восстанавливают свои учебные навыки и готовы к освоению нового материала».
«Изначально летние каникулы были задуманы в первую очередь для оздоровления детей. Эта концепция сохранилась до сих пор, потому что в нашей стране очень много северных регионов, где теплый период очень короткий — и только летом ребенок может долго находиться на улице и гулять. В странах с более мягким климатом сложилась другая практика»,— объясняет доцент кафедры теоретической и практической психологии Камчатского госуниверситета имени Витуса Беринга Ольга Ширяева. Она отдельно отмечает, что в каникулы отдыхают не только дети, но и учителя, а также родители: «Летом резко уменьшается число запросов от родителей, связанных со школой, с проблемами со сверстниками,— такие обращения начинают расти к концу октября». «Если сократить летние каникулы — есть риск, что мамы и папы не успеют восстановить силы после учебного года. А восстановленный родитель — это залог успеха и здоровья ребенка. Точно так же, как и отдохнувший учитель»,— заключает психолог.
Тем не менее эксперт не отрицает, что за это время ребенок может потерять учебные навыки, а отдельной нагрузкой для психики становится необходимость перестраивать привычный ритм. «Во время каникул неплохо сохранять занятость ребенка, чтобы он продолжал заниматься в кружках, секциях, читал книги, но надо следить, чтобы от такой нагрузки школьник не переутомлялся, и стараться соблюдать режим дня»,— советует Ольга Ширяева. При этом то, насколько подробно стоит планировать каникулы ребенка, зависит, по мнению психолога, от возраста: «Чем старше становится ребенок, тем больше ему можно доверять, чем он хотел бы заниматься: отправиться в поход, заняться робототехникой или немного полежать на диване. Важно поддерживать детей в их начинаниях, осознавать, что они сами знают, что им нужно для восстановления ресурса».
Тьютор школы «Новый взгляд» Полина Буркацкая уверена, что длинные каникулы особенно полезны для детей-перфекционистов, которые чрезвычайно ответственно подходят к учебе или находятся под жестким контролем родителей, потому что дают ребенку возможность разгрузить нервную систему и переключиться. «Это особенно важно для подростков, потому что их развитие происходит скачкообразно. И каникулы могут стать стимулом для такого скачка — иногда в таких случаях учителя не узнают детей, которые вернулись с летних каникул»,— замечает она. Новый виток в развитии помогает совершить также общение с новыми людьми и перемена привычного места, добавляет Полина Буркацкая. «Но не должно быть резкой разбалансировки, когда в течение года ребенок жил в жестком режиме, а летом может не ложиться до середины ночи. Лучше, если при переходе в режим летних каникул у ребенка будут оставаться хоть какие-то домашние регламенты, например время семейного ужина. Остаться в тонусе поможет список литературы на лето. В августе можно уже добавить какие-то занятия для повторения пройденного, чтобы, наоборот, не было резкого перехода в процесс учебы»,— рекомендует эксперт. Отдельно тьютор советует обратить внимание на практику «завещающих репортов» — то есть получение обратной связи от классных руководителей и учителей с подсказками, «какие пробелы или тонкие места в программе остались у ученика по итогам года». «Если такие пробелы есть — их все-таки важно заполнить, так как, особенно начиная с пятого класса, они могут отразиться на дальнейшем процессе обучения. Тем не менее не надо нагружать ребенка сразу после окончания учебного года»,— заключает она.
Одним из универсальных способов занять ребенка в каникулы эксперты называют организованные детские лагеря. Директор Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ Наталья Лесконог отмечает, что сейчас набирают популярность тематические и профильные смены. «Если ребенок увлекается творчеством, то это может быть смена, где акцент делается на музыке, рисовании или других видах искусства, а если он занимается спортом — можно выбрать спортивный лагерь»,— рекомендует эксперт. При этом, по ее словам, в современных детских лагерях можно попробовать себя и в непривычных направлениях: «Сейчас дети активно используют гаджеты, общаются в онлайн-среде. На профильной медиасмене они могут научиться вести свой блог, писать посты, оформлять свои материалы с помощью фотографий». К тому же у подростков старше 14 лет есть возможность работать в каникулы, добавляет Наталья Лесконог. «Среди старшеклассников наблюдается большой спрос на обучение профессии “вожатый”, чтобы в течение лета можно было работать в городских и пришкольных лагерях в качестве помощников. А в ряде регионов сохранился формат трудовых смен, когда подросток выполняет социально значимые задачи, например связанные с уборкой городской территории, и также может заработать».
Организованный формат отдыха не всегда предполагает дальние поездки, в которые родители могут быть не готовы отпускать младших школьников. Так, в домашней школе «Фоксфорд» отмечают, что успешным вариантом являются бесплатные летние образовательные программы для детей, которые помогают повторить изученный материал в игровом формате. В качестве примера там приводят Летний клуб для дошкольников и учеников 1–11-х классов, ближе к концу каникул также запускаются программы подготовки детей к новому учебному году. Руководитель образовательных проектов школы Екатерина Бабанская также отмечает, что при выборе формата каникул нужно ориентироваться на возраст ребенка. «Для малышей в начальной школе приоритетом остается отдых и игра. Можно добавить элементы повторения материала в формате чтения сказок, просмотра мультфильмов или видеоспектаклей, настольных игр. Для учеников средней школы лето — отличное время для участия в образовательных лагерях. Это даст возможность понять свои сильные стороны, развить необходимые навыки. Для старшеклассников лето — возможность начать подготовку к экзаменам в комфортном темпе: можно выделить несколько недель на повторение пройденных тем, поучаствовать в пробных экзаменах или начать освоение курса подготовки к экзаменам по интересующим дисциплинам»,— объясняет Екатерина Бабанская. Однако любой вариант времяпрепровождения на каникулах важно обсудить с самим ребенком, добавляет она.
Источник: АО «Коммерсантъ»