Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Результаты исследований сотрудников Института детства Е.И. Адамян и Е.Б. Колосовой были представлены на конференциях в Томске и Арзамасе

Новости МПГУ

25 апреля 2024 г. доцент кафедры психологической антропологии Института детства, к.филол.н. Елена Игорьевна Адамян представила на двух конференциях промежуточные результаты исследования, посвященного проблематике читательских практик как культурного феномена, образовательного ресурса и инструмента психолого-педагогической поддержки, которое было выполнено совместно со старшим преподавателем кафедры Еленой Борисовной Колосовой.

В рамках доклада «Читательские практики в госпитальной педагогике: конструирование авторской позиции в  жизненной истории ребенка на длительном лечении» на Международной научно-практической конференции «Субъектность в образовании, профессиональной деятельности и научном исследовании», проходящей в Томске, Елена Игоревна раскрыла,  что включает в себя «читательская практика» в госпитальной педагогике, в чем специфика взаимодействия триады «педагог – ребенок – книга», каким образом читательские практики позволяют поддерживать субъектность ребенка, находящегося под влиянием внутренней картины болезни, как этот ресурс помогает сохранить его активную позицию, инициативность, какие существуют способы приобщения ребенка к чтению, в том числе в условиях медицинского стационара. Были также затронуты вопросы, связанные с тем, как определить круг чтения и выбрать наиболее подходящую книгу, учитывая жизненную ситуацию ребенка.

После, с коллегами из арзамасского филиала ННГУ Е.И. Адамян и Е.Б. Колосова в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Семья как стратегический ресурс развития российского общества и государства» в докладе «Включение детей на длительном лечении в читательские практики, психолого-педагогическая поддержка и персонализация»  обсудили стратегии персонализации при работе с этой категорией детей средствами читательских  практик, ведь дети на длительном лечении и дети, обучающиеся «на дому» требуют особой психолого-педагогической заботы. Вызовы, с которыми сталкиваются дети на длительном лечении из-за различных медицинских процедур, влияют на их понимание авторского «сюжета» жизни, и читательские практики, процесс чтения  – есть ни что иное, как «путь к себе» и способ самостроительства человека. В тоже самое время – это способ вовлечь ребенка в более широкий культурный контекст, дать каждому вступить в диалог с текстом, испытать радость от соприкосновения с ним. Авторы доклада рассмотрели персональные траектории юных читателей,  рассказали о работе читательского клуба в стенах Института детства, который готовит специалистов, способных в дальнейшем вести свой читательский клуб, читательские практики с детьми на длительном лечении.

Участники конференций отметили ценность и перспективность чтения в качестве стратегии выявления и поддержки субъектности, как детей на длительном лечении, так и их будущих учителей и педагогов-психологов.

Исследования читательских практик – одно из направлений научной работы кафедры психологической антропологии, которое наряду с бардовским клубом, антропологической школой, герменевтический клубом, театральной деятельностью и другими позволяет создавать и развивать современную университетскую среду педагогического вуза.

 

 

07 / 05 / 2024

Показать обсуждение