25 апреля 2024 г. доцент кафедры психологической антропологии Института детства, к.филол.н. Елена Игорьевна Адамян представила на двух конференциях промежуточные результаты исследования, посвященного проблематике читательских практик как культурного феномена, образовательного ресурса и инструмента психолого-педагогической поддержки, которое было выполнено совместно со старшим преподавателем кафедры Еленой Борисовной Колосовой.
В рамках доклада «Читательские практики в госпитальной педагогике: конструирование авторской позиции в жизненной истории ребенка на длительном лечении» на Международной научно-практической конференции «Субъектность в образовании, профессиональной деятельности и научном исследовании», проходящей в Томске, Елена Игоревна раскрыла, что включает в себя «читательская практика» в госпитальной педагогике, в чем специфика взаимодействия триады «педагог – ребенок – книга», каким образом читательские практики позволяют поддерживать субъектность ребенка, находящегося под влиянием внутренней картины болезни, как этот ресурс помогает сохранить его активную позицию, инициативность, какие существуют способы приобщения ребенка к чтению, в том числе в условиях медицинского стационара. Были также затронуты вопросы, связанные с тем, как определить круг чтения и выбрать наиболее подходящую книгу, учитывая жизненную ситуацию ребенка.
После, с коллегами из арзамасского филиала ННГУ Е.И. Адамян и Е.Б. Колосова в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Семья как стратегический ресурс развития российского общества и государства» в докладе «Включение детей на длительном лечении в читательские практики, психолого-педагогическая поддержка и персонализация» обсудили стратегии персонализации при работе с этой категорией детей средствами читательских практик, ведь дети на длительном лечении и дети, обучающиеся «на дому» требуют особой психолого-педагогической заботы. Вызовы, с которыми сталкиваются дети на длительном лечении из-за различных медицинских процедур, влияют на их понимание авторского «сюжета» жизни, и читательские практики, процесс чтения – есть ни что иное, как «путь к себе» и способ самостроительства человека. В тоже самое время – это способ вовлечь ребенка в более широкий культурный контекст, дать каждому вступить в диалог с текстом, испытать радость от соприкосновения с ним. Авторы доклада рассмотрели персональные траектории юных читателей, рассказали о работе читательского клуба в стенах Института детства, который готовит специалистов, способных в дальнейшем вести свой читательский клуб, читательские практики с детьми на длительном лечении.
Участники конференций отметили ценность и перспективность чтения в качестве стратегии выявления и поддержки субъектности, как детей на длительном лечении, так и их будущих учителей и педагогов-психологов.
Исследования читательских практик – одно из направлений научной работы кафедры психологической антропологии, которое наряду с бардовским клубом, антропологической школой, герменевтический клубом, театральной деятельностью и другими позволяет создавать и развивать современную университетскую среду педагогического вуза.