В Институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН в преддверии нового учебного года вышла в свет книга: «Образование детей и идентичность. Взгляд социального антрополога». Монография представляет собой коллективный труд российских исследователей и посвящена актуальным вопросам образования, рассматриваемым через призму социальной антропологии. Как образовательные практики формируют идентичность? Почему школа — не только место передачи знаний, но и важный институт социокультурной социализации? Как различаются подходы к образованию в разных сообществах и культурах? ⠀
Ответственным редактором выступила Марина Юрьевна Мартынова, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник и заведующая Центром европейских исследований ИЭА РАН.
Сотрудники кафедры ЮНЕСКО ИСГО МПГУ подготовили к печати четвертый раздел монографии (главы 14–18), посвященный детям с миграционной историей и школе. Это полностью соответствует профилю кафедры – «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов».
Елена Омельченко, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ, а также сотрудники кафедры ЮНЕСКО Анна Шевцова и Арина Бурова рассказали об исследовании социокультурной среды и профессиональных компетенций педагогов как ресурсах адаптации обучающихся с миграционной историей.
На основе полевых материалов директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО МПГУ, доцент кафедры ЮНЕСКО Марина Кривенькая осветила роль социокультурной среды в адаптации учеников из Центральной Азии, представив опыт Челябинской и Томской областей. Доцент кафедры ЮНЕСКО Елена Хабенская представила опыт школ Санкт-Петербурга в использовании ресурсов социокультурной среды для адаптации обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей.
Директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений, доцент кафедры ЮНЕСКО Елена Теплова осветила сложности взаимодействия с иноэтничными родителями в практике российских школ.
Эти и другие темы раскрываются в новом научном издании, которое будет интересно как специалистам, так и всем, кто размышляет о месте образования в современном мире. Ознакомиться с изданием можно на сайте ИЭА РАН.
А.А. Шевцова
Фото М.Ю. Мартыновой



