Против российской молодежи используются самые современные технологии деструктивного информационно-психологического воздействия, которые динамично расширяются и усложняются. К такому выводу пришли исследователи Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ и Центра политических исследований Финансового университета в ходе совместного круглого стола 6 марта на площадке МПГУ. По результатам исследований выявлено, что молодежь является наиболее уязвимой группой-мишенью информационного давления в социальных сетях и мессенджерах, что является частью глобального информационного противоборства. Ученые определили, что нашумевшая молодежная организация «ЧВК Рёдан» является не более, чем фейком, и частью психологической операции, направленной не только на подростков, но и на их родителей.
По мнению директора ВНМЦ «Философия образования» МПГУ, советника Министра просвещения Российской Федерации, кандидата педагогических наук Натальи Скляровой, усиление внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия в цифровой среде, деятельность центров общественного мнения, связанных с недружественными иностранными государствами, стимулируют профессиональное сообщество к поиску путей противодействия негативным эффектам информационных вбросов, нацеленных, прежде всего, на молодежь. «Анализ кейса так называемого «ЧВК Редан» свидетельствует об управлении извне массами подростков посредством цифровых технологий коммуникации. Об этом говорит то, что в одно и тоже время, по одному сценарию, с одним и тем же технологическим обеспечением разворачивались события в ряде российских городов: Москве, Красноярске, Ростове-на-Дону. Преимущественно в регионах, которые являются мишенями внешнего информационного давления в социальных медиа. Организаторы указанных событий придали происходящему вид «движения» с чертами субкультуры со своей символикой, иерархией и способами достижения цели. Мы имеем дело с работой пропагандистской машины Украины, которая через подобные информационные вбросы стремится дестабилизировать ситуацию в нашей стране. Кроме того, мы увидели профессиональную попытку разжечь конфликт между различными группами молодежи, и мы оказались слабо подготовленными к подобной атаке. К сожалению, значительная часть наших политиков, журналистов, блогеров поверили в фейк так называемой «ЧВК Рёдан» и даже призывали бороться с молодежными субкультурами и несуществующими организациями», – заявила Склярова.
Специалист ВНМЦ «Философия образования» МПГУ, главный научный сотрудник Центра политических исследований Финуниверситета, доктор политических наук Елена Бродовская обратила внимание, что на планирование современных информационно-психологических операций уходит от нескольких месяцев до полугода, тратятся миллиарды рублей на создание специальных цифровых ресурсов, а также обучение и работу технологов. «Уже на протяжении многих лет в цифровом пространстве работает единый сценарий «крикливого меньшинства», когда вбрасываемая узкими аудиториями повестка искусственно масштабируется и в таком виде преподносится обществу. После начала СВО мы стали свидетелями множества информационных операций, направленных на молодежь, и каждый раз они усложняются и совершенствуются», – сказала эксперт.
Председатель комиссии по защите детей от деструктивного контента при Роскомнадзоре Андрей Цыганов, согласился, что в случае с «ЧВК Рёдан» третьи силы попытались воспользоваться ситуацией. По оценке эксперта, нельзя забывать, что такая ситуация стала возможна в условиях вакуума, который образовался в сфере молодежной политики при наступлении новой политической реальности. Эксперт заявил, что необходимо не только работать над ограничением доступа к деструктивному контенту, но и совершенствовать государственную политику в сфере образования и воспитания молодежи.
Фейковую природу проекта «ЧВК Рёдан» отметил также сотрудник Центра политических исследований Финансового университета Владимир Лукушин. Исследователь заметил, что никаких цифровых или реальных следов деятельности подобной организации до начала информационной атаки обнаружено не было. «Указанные факты позволяют с уверенностью утверждать не о стихийном, а крайне управляемом характере данного проекта. Молодежь довольна восприимчива к подобным информационным атакам и, несмотря на глубокое погружение в цифровую среду, подвержена влиянию фейков», – заявил Лукушин.
Результаты научных исследований доказывают необходимость эффективно противодействовать не просто информационной, но и когнитивной войне, примеры которой уже фиксируются учеными. Директор Центра политических исследований Финуниверситета, доктор социологических наук Анна Домбровская упомянула, что почти четверть российской молодежи испытывает сегодня неуверенность, скептицизм или пессимистические установки в отношении будущего России. По мнению главного научного сотрудника ЦПИ, доктора психологических наук Александра Огнева, противодействие когнитивной войне возможно только в условиях перезагрузки национальной системы образования, консолидации усилий политиков, педагогов и психологов.
Специалист ВНМЦ «Философия образования» МПГУ, кандидат психологических наук Мария Литвиненко продемонстрировала последствия деструктивного влияния цифровой среды на состояние молодежи. «Мы наблюдаем наличие причинно-следственной связи между деструктивной информационной средой и ростом невротизации молодых людей, обострением страхов, тревожности, агрессивного поведения у подрастающего поколения. На этом фоне ежегодный рост психической инвалидизации молодежи превышает 200%», – сказала эксперт.
По мнению доцента Департамента политологии Финансового университета, кандидата политических наук Романа Пармы, конечная цель подобных информационных атак – вызвать панику, беспокойство, напряжение и недоверие к государству среди широких слоев населения. «Помимо того, что данные операции носят спланированный характер, они ставят перед собой далеко идущие цели, угрожающие нашей безопасности и нашему существованию. Нам необходимо научиться оперативно выявлять и раскрывать их, доносить молодежи и их родителям, подключать их к борьбе с дезинформацией и манипуляцией в сети», – отметил Парма.
По итогам круглого стола участники подготовили аналитические материалы и пакет предложений для Министерства просвещения Российской Федерации с намерением усовершенствовать молодежную политику в сфере образования и ограничить влияние деструктивного контента на подрастающее поколение.