С 10 февраля по 31 мая 2025 года студенты 1 курса бакалавриата заочной формы обучения ХГФ ИИИ МПГУ по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство» проходили Учебную практику, научно-исследовательскую работу (по получению первичных навыков научно-исследовательской работы) на базе профильной организации – Государственного автономного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 548 «Царицыно». Итоги данной практики были подведены на итоговой конференции, состоявшейся 30 мая 2025 года.
Учебная практика является обязательной составной частью образовательных программ высшего образования, реализуемых в МПГУ. Она направлена на формирование и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в ходе теоретической подготовки, а также на развитие компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Руководителем практики от художественно-графического факультета Института изящных искусств выступил заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева, канд. пед. наук, доцент РАО Иван Юрьевич Руднев. Руководителем практики от школы №548 “Царицыно” стал заслуженный учитель РФ, руководитель художественного направления школы Геннадий Владимирович Соколов. Ответственным лицом за группу студентов была ассистент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева Александра Алексеевна Кузнецова.
В ходе практики студенты углубили и систематизировали теоретические знания, освоили различные виды аналитической и научно-исследовательской деятельности, научились работать с учебной и научной литературой, а также писать эссе. В ходе выполнения заданий они разработали плакат и сценарий занятия для младших школьников на тему «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей». Выполнили более 50 набросков с натуры на еженедельных мастер-классах, подготовили выступление и презентацию к конференции Н.Н. Ростовцева, а на заключительном этапе оформили отчетные документы и приняли участие в итоговой конференции. И, самое главное, освоили работу в коллективе и взаимодействие с педагогами, а также работу в электронном учебном курсе на платформе дистанционного обучения ИнфоДа Moodle МПГУ. По итогам практики состоялось открытие выставки лучших студенческих работ в жанре скетчинга, которую посетили также магистранты первого курса из Китая. Завершая мероприятие, Геннадий Владимирович Соколов лично вручил специальные подарочные скетчбуки наиболее успешным студентам, чьи работы отличались высоким уровнем мастерства и творчества.
Прохождение первой профессиональной учебной практики стало важным этапом для студентов, позволившим приобрести ценный опыт научно-исследовательской и педагогической деятельности. Приобретенные новые знания, умения и навыки послужат начальной основой для дальнейшего профессионального и личностного роста будущих специалистов в области педагогики и изобразительного искусства.
Поздравляем наших первокурсников с успешным завершением практики и желаем дальнейших успехов в обучении и профессиональном развитии!
Вот как оценивают сами первокурсники прохождение учебной практики НИР:
Епишина К.Д., студентка 1 курса:
Итоговая конференция по учебной практике НИР стала настоящим финальным аккордом важного и волнительного этапа — нашего первого серьёзного погружения в профессию педагога. Это было не просто подведение итогов, а по-настоящему живое, тёплое и искреннее событие, наполненное энергией молодых учителей, вниманием опытных наставников и взаимопониманием между вузом и школой.
Зал школы № 548, в котором проходила итоговая конференция, наполнился светом — не от софитов, а от улыбок, поддержки и педагогического единства. Каждое выступление звучало как личная история: о первых уроках, волнении, поиске решений, неожиданных находках и, конечно, первых успехах. Я рассказала о заданиях, которые мне удалось реализовать, особенно — о разработке и проведении первого учебного занятия. Это оказалось гораздо глубже и сложнее, чем казалось на бумаге: здесь и методика, и творчество, и интуиция, и ответственность. Но именно эта работа позволила мне по-настоящему почувствовать себя учителем.
Практика проходила на базе ГБОУ Школа №548 «ЗИЛАРТ» — современного, яркого и очень открытого мира, в котором живёт школьная жизнь. Это место удивительно тонко сочетает высокие стандарты с творческой душевной атмосферой. Здесь умеют поддерживать, направлять и вдохновлять — и учеников, и нас, практикантов.
Не могу не отметить и поддержку родного художественно-графического факультета, где мы не только получали методическую базу, но и чувствовали, что за нами стоит целая команда людей, готовых помочь, выслушать, подсказать.
Организация практики оказалась на высоте. Всё было чётко, логично и вместе с тем — с уважением к нашему опыту и темпу роста. Особую благодарность хочу выразить нашим руководителям — Рудневу Ивану Юрьевичу и Соколову Геннадию Владимировичу. Это люди, в чьих словах — опыт, доброжелательность и желание по-настоящему помочь. Их комментарии были не сухими формальностями, а живыми, мудрыми подсказками, которые хотелось слушать и применять. Они создавали ту атмосферу, в которой хочется расти.
Отдельным, неожиданно трогательным штрихом стало участие студентов из Китая. Они внимательно слушали наши выступления, задавали вопросы, улыбались и аплодировали. Их интерес к нашему педагогическому опыту сделал конференцию международной в самом лучшем смысле слова — как символ того, что настоящая педагогика не знает границ.
Электронный учебный курс, сопровождавший нас в течение всей практики, стал полезным подспорьем. Да, не всё было просто: порой задания требовали вдумчивости, времени и даже настойчивости. Но именно это сделало результат значимым. Некоторые темы вдохновили особенно — например, подходы к работе с визуальным материалом и методы формирования художественного восприятия у детей.
Когда конференция подошла к концу, в зале повисла особая тишина — тишина после чего-то важного. Мы не просто сдали практику. Мы сделали шаг. Настоящий, профессиональный, взрослый. И пусть впереди ещё долгий путь — сейчас я точно знаю: я иду в нужном направлении.
Спасибо всем, кто был рядом. Руководству ХГФ ИИИ МПГУ, школе 548 «Царицыно» и каждому, кто поддерживал, учил, вдохновлял. Этот опыт стал по-настоящему важной частью моего пути. И он обязательно будет продолжен — в школе, с детьми, в каждом уроке, который я буду проводить уже как настоящий педагог.
Петрова Н.А., студентка 1 курса:
Прохождение учебной практики НИР стало для меня ценным этапом профессионального развития. Практика проходила в творческой и поддерживающей атмосфере, что способствовало глубокому погружению в педагогическую деятельность и развитию навыков преподавания изобразительного искусства.
В ходе практики большое внимание уделялось выполнению различных творческих заданий, в частности, рисованию набросков человеческой фигуры без предварительного построения. Мы работали как с изображением статичных поз, так и с движением фигур, что позволило развить умение быстро схватывать основные формы и передавать характер объекта. Значительная часть занятий была посвящена рисованию набросков людей, что расширило наше представление о пропорциях, форме, но также рисовали растения в оранжерее школы, насекомых, архитектурные детали, черепа и др. Особое внимание уделялось освоению различных методов рисования — от передачи плавности линий до выражения характера портрета с помощью нескольких выразительных штрихов. Этот опыт научил меня выделять главное в изображении и понимать, что действительно важно в портретной живописи.
Организация практической подготовки проходила на высоком уровне: практика была тщательно спланирована, сопровождение осуществлялось системно, а взаимодействие с наставниками и руководителями — конструктивным и поддерживающим. На итоговой конференции наши выступления были внимательно выслушаны, отмечены похвалой и поддержкой, что повысило мотивацию и уверенность в собственных силах. За отличные выступления многие студенты получили в подарок скетчбуки.
Электронно-учебный курс, сопровождавший практику, оказался полезным инструментом для самостоятельной работы и закрепления теоретических знаний.
В целом, практика стала важным этапом моего профессионального становления, позволила развить творческие и педагогические компетенции. Хочу выразить искреннюю благодарность руководству художественно-графического факультета ИИИ МПГУ и сотрудникам школы № 548 «Царицыно» за организацию практики, внимательное отношение и поддержку на всех этапах обучения.