6 августа успешно завершилась учебно-исследовательская экспедиция научно-образовательной площадки МПГУ – лицея №1553 имени В.И. Вернадского на Байкал (Иркутская область и Бурятия). В экспедиции приняло участи 7 тематических групп – всего около 210 человек. Работа группы «Социокультурная психология и антропология» была организована сотрудниками кафедры психологической антропологии МПГУ с участием студентов Института детства.
Важным этапом экспедиции стала конференция на берегу самого глубокого озере планеты. Буряты называют его Священным оком земли: Байкал – источник чистейшей воды, эндемичных видов рыб, животных и растений, и, конечно, главная тема народных легенд и преданий.
26 июля учебно-исследовательские группы лицея №1553 имени В.И. Вернадского съехались на берег Чивыркуйского залива (территория Забайкальского национального парка) – заповедное место. На нетронутом песчаном берегу до приезда участников экспедиции можно было увидеть только следы медведей и других зверей и птиц. Несколько дней юные антропологи, геологи, биологи, химики, историки делились своими впечатлениями о проведенной в течение нескольких недель работе. Собранный материал был проанализирован, было подготовлено около 40 коллективных докладов. Участники экспедиции получили представление о почвах и песках Бурятии, ее растениях, традициях русских переселенцев и коренного населения. Такая форма работы является одним из самых продуктивных способов закрепления материала: подростки, можно сказать, сами «добывают» наглядный материал, для понимания специфики которого им требуются обращение к научной литературе, консультации преподавателей. Изучение природных и культурных объектов проходит в постоянном личном общении со специалистами – руководителями групп и привлеченными ими коллегами. Каждый школьник получает возможность приобщиться к процессу настоящей научно-поисковой работы.
Конференция – это и культурно-развлекательная программа: спортивные мероприятия, художественная самодеятельность. Это вечер песен – народных и туристических – у большого костра. Каждая группа может в яркой форме рассказать о своей работе и приключениях. Группа, в состав которой вошли наши студенты и преподаватели, подготовила и исполнила традиционный бурятский танец – ёхор.
До и после конференции у групп была разнообразная экскурсионно-познавательная программа. Так, группа «Социокультурная психология и антропология» посетила Тамчинский (Гусиноозерский) и Улан-Удинские дацаны, Этнографический музей народов Забайкалья, Музей истории Бурятии.
Данный экспедиционный выезд был проведен в рамках научно-педагогического сотрудничества МПГУ и лицея № 1553 им. В.И. Вернадского, таким образом в рабочую группу вошли как опытные, так и начинающие исследователи. По мнению руководителя группы «Социокультурная психология и антропология», заведующего кафедрой психологической антропологии Института детства, профессора Алексея Сергеевича Обухова, работа в Бурятии прошла очень успешно: «Изучение культуры народов России – семейных традиций, особенностей верований и, конечно, мира детства – является одним из направлений работы кафедры. Много лет подряд мы ездим в различные регионы нашей страны, где набираем материал для исследований, на основе которого выстраиваются учебные курсы и который ложится в основу статей и монографий.
В этом году научно-исследовательская работа в области социокультурной психологии и антропологии велась в селе Мыла Закаменского района Республики Бурятия. Здесь до сих пор соблюдается сохранность шаманистических ритуалов и обрядовой системы бурят и хамниганов. Членам экспедиции удалось побывать на молениях, проводимых местными шаманами: моление духам на хорошую дорогу, лечение от сглаза и порчи, моление о дожде, обращение к духам-покровителям рода. Одна из самых значимых записей экспедиции – камлание на лечение от бесплодия: молодая пара обратилась к шаману с просьбой разрешить их проблему. Моление проходило на родовом обо (месте обитания духов-предков) женщины. Последовательность ритуальны действий, поведение присутствующих, подношения духам (а это не только традиционная «белая пища» – молоко и саламат, чай и угощения, но и подарки – хадаки и детские вещи как символ того, о чем просят) очень ярко отражают картину мира жителей Мылы, и также отношение к детям, которые в бурятской культуре являются знаком богатства и благополучия.
Также в процессе работы был собран обширный материл по детской субкультуре села и системе воспитания. Данные записи будут использованы в работе со студентами Института детства в рамках педагогических курсов по темам «Мир детства» и «Народная педагогика».
Важным моментом является состав нашей группы: объединение людей с разным уровнем подготовки является наиболее продуктивной формой научного и педагогического общения. Экспедиции лицея – раньше это был «Лицей на Донской» – проводятся 25 лет. Большой выезд лицеистов – это группы начинающих геологов, химиков, историков, реставраторов. Каждая работает по своей программе, в конце экспедиции все встречаются на конференции (в этом году все мы съехались на берег Байкала) и дети представляют результаты своей работы: это именно серьезные выступления, которые требуется подготовить по всем правилам научных докладов. К работе своей группы я всегда привлекаю специалистов из разных вузов и институтов, прежде всего это наш университет, МГУ, РГГУ, ИМЛИ РАН. Мои коллеги не только собирают материал «для себя», но прежде всего учат начинающих исследователей правилам полевой работы: правилам общения, технологии сбора и оформления материала. Но не меньшими учителями являются те ребята, которые уже ездили в поездки ранее: они становятся точно такими же наставниками для своих товарищей, которые поехали первый раз.
В этом году к поездке присоединились две студентки первого курса Института детства, для которых она стала первой полевой практикой, а также продолжением практики педагогической».
Софья Дебеляк: «Об экспедиции в Бурятию я узнала ещё в начале учебного года на одной из лекций А.С. Обухова, заведующего кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ, у которого за плечами более трех десятков экспедиций в разные уголки страны. Но твердое решение отправиться в экспедицию с группой детей из лицея под руководством А.С. Обухова и И.С. Конрад я приняла после участия в Зимней антропологической школе в Каргополе. Там у меня появилось представление о выездной форме работы с преподавателями кафедры психологической антропологии, восприятие нового материала всегда было лёгким и живым. В один из февральских вечеров нам показали фильм про Кенозерье, снятый экспедиционной группой в 2014 году, тогда мне удалось увидеть часть работы этой группы. Меня привлекла идея работы с погружением в быт и культуру народа, поэтому появилось огромное желание отправиться в данную экспедицию.
В состав нашей экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология» входили 20 лицеистов 7-11 классов. Было любопытно наблюдать живой интерес ребят к аспектам культуры народов Бурятии, к природным особенностям этого дивного края. Когда я видела, с каким воодушевлением дети, возвращаясь от респондентов, на общем собрании рассказывали, что они увидели или узнали, строили предположения, задавались новыми вопросами, я осознавала значимость и острую необходимость исследовательской деятельности в процессе обучения и познания. Для меня общение с лицеистами это важный опыт взаимодействия с детьми подросткового возраста. Все ребята такие разные, каждый интересен и уникален. Мне понравилось общаться с ними, участвовать в их увлекательных спорах и беседах, слушать интересные гипотезы и необычные точки зрения на что-либо, а также наблюдать за их межличностным взаимодействием».
Ирина Фильчагова: «Как только я узнала о том, что есть возможность поехать в экспедицию на Байкал с преподавателями кафедры психологической антропологии я поняла, что именно там хотела бы провести целый месяц лета. До экспедиции я была в двух поездка, организованных заведующим кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ, Обуховым Алексеем Сергеевичем и преподавателями кафедры психологической антропологии. Для меня эти поездки имеют большое значение. Дело в том, что в путешествиях, организованных кафедрой, царит особая атмосфера: с одной стороны, постоянно проводятся различные содержательные мероприятия, в том числе и по погружению другие культуры, с другой стороны, ощущаешь процесс развития не только в рамках профессиональной деятельности, но и духовного, и личностного. Так же мне очень интересно было познакомиться и пообщаться с учениками лицея № 1553 им. В.И. Вернадского, так как в лицее проходят многие мероприятия, на которых бывают преподаватели нашего университета и это одна из ведущих образовательных площадок, с которыми сотрудничает МПГУ. Так что возможность посетить Республику Бурятию, с полным погружением в бурятскую культуру, в составе группы социокультурной психологии и антропологии с лицеистами и преподавателями кафедры психологической антропологии для себя я считаю уникальной возможностью.
Общение с местными детьми произвело на меня большое впечатление. Отношение к детям в Бурятии трепетное и, в то же время, очень уважительное. Образ жизни в бурятской культуре сильно отличается от, привычного нам, городского устройства. Одно из главных отличий в образе жизни детей улуса Мыла от детей центрального региона заключается в том, что большую часть времени дети предоставлены сами себе. Например, летом дети проводят день следующим образом, утром ребята кушают и собираются на прогулку, целый день гуляют с братьями, сестрами и друзьями, а вечером возвращаются домой. В течении дня дети практически не заходят домой. Из-за того, что ребята постоянно находятся в компании со сверстниками, процесс развития проходят в естественны условиях и значительно ускоряет и оттачивает навыки межличностного общения со сверстниками и со взрослыми. В первый же день в улусе Мыла вокруг нашей группы собрались все местные ребятишки (до 11 лет) и начали играть, бегать с лицеистами, помогать колота дрова. Детки каждый день приходили к спортивному залу, в котором мы жили и рассказывали нам истории, легенды, шутки, показывали игры. Ребята в Мыле берут пример со взрослых, в столь юном возрасте они так же тепло и радушно, как и старшее поколение, принимают гостей. Такие же лучезарные, открытые, добрые и жизнерадостные.
Я очень благодарна руководителям и преподавателям группы социокультурной психологии и антропологии, а именно Обухову А.С., Конрад И.С., Федосеевой А.М., Адамян Л.И. и Ткаченко Н.В. за возможность принять участие в замечательной поездке».