17 ноября 2023 г. в рамках конференции «Психологическая антропология и антропопрактика: развитие и саморазвитие», организованной кафедрой психологической антропологии Института детства, состоялся круглый стол, посвященный 127-летию со дня рождения Л.С. Выготского, «Культурно-историческая психология: вчера, сегодня, завтра». Модераторами круглого стола выступили Зарецкий Виктор Кириллович, к.психол.н., профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ, член Исполкома Международного общества культурно-исторических деятельностных исследований (ИСКАР) и Обухов Алексей Сергеевич, к. психол.н., доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, профессор кафедры психологической антропологии МПГУ.
Работу круглого стола открыл своим выступлением академик РАО, доктор психологических наук, профессор В.В. Рубцов, который назвал данное мероприятие Событием в цепи событий, связанных с укреплением, развитием и расширением границ культурно-исторической психологии и данью уважения Л.С. Выготскому. В сообщении он раскрыл развитие идей культурно-исторической психологии в современных исследованиях.
Академик РАО, доктор психологических наук, профессор А.Г. Асмолов подчеркнул изначальную практикоориентированность культурно-исторической психологии и, продолжая метафору развития идей культурно-исторической психологии, предложенную В.К.Зарецким в форме дерева, предложил образ сада с огромным количеством направлений научной мысли, которые сегодня пронизывают всю отечественную образовательную практику
В докладе доктора психологических наук, профессора Д.Б. Богоявленкой было подчеркнуто влияние идей Л.С. Выготского на современное понимание проблем творчества и одаренности и реализацию принципов диагностики одаренности. Особое значение придается принципу анализа сложных единств на основе выделения единицы анализа в противовес разложению на элементы. Этот принцип был реализован в методе «Креативное поле», где была выделена единица анализа, в которой произошла встреча интеллекта с аффектом при доминировании мотива познания. Доминирование бескорыстной познавательной мотивации в структуре саморазвивающихся систем отвечает требованию постнеклассической науки в реализации принципа единства истины и нравственности. Диана Борисовна обратила внимание на то, что исследование творчества в рамках психометрической парадигмы до сих пор доминирует в обществе, а культурно-исторический подход к пониманию творчества и одаренности реализуется в работах лишь небольшого числа исследователей.
Доктор психологических наук, профессор Н.Н. Нечаев, полемизируя с метафорой А.Г. Асмолова, высказал мнение, что для него Выготский это не образ сада, а образ джунглей, в которых многие гибнут, и обратил в своем сообщении особое внимание на крайне сложную проблему соотношения знака и значения.
Доктор философских наук, профессор А.Д. Майданский выступил с сообщением «Вершинная психология Выготского: незавершенный проект». Вершинная психология противостоит «равнинной» (психология сознания) и «глубинной» (психоанализ). Ее цель – помочь человеку освободиться от рабства аффекта, это учение о человеческой свободе. Аффекты – это аборигены психики, с ними человек рождается, а смысловое строение сознания задается системой понятий, природа которых иная: они вращиваются, это миссионеры культуры, «ключ ко всему человеческому», окультуривание природной психики. Специфика смыслового строения сознания будет определять то, настолько человек овладевает своей психикой. Этот проект Л.С. Выготского не был завершен, развитие психологии пошло другим путем, но, как заметил А.Д. Майданский, у нас есть право и возможность вернуться к проекту Вершинной психологии и попробовать продолжить и развить эти идеи Л.С. Выготского
Доктор психологических наук, профессор А.Б. Холмогорова представила сообщение «Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания и преодоления биологического редукционизма в современной психологии и психиатрии», в котором показала широкий спектр проблем, которые охватывала (и заложила основы их нового понимания) культурно-историческая психология, начиная с развития психики в фило- и антропогенезе и заканчивая поиском путей поддержки нормального развития и компенсации его нарушений. Особое внимание было уделено вопросу изучения зоны ближайшего развития как инструмента не только развития, но и реабилитации. Алла Борисовна на основе обобщения ряда зарубежных работ, изданных в последние годы, еще раз показала в своем докладе, что высшие психические функции следует искать не в глубинах мозга, а в интерперсональном пространстве.
Завершило работу круглого стола сообщение В.К. Зарецкого, в котором он представил проект «Дерево культурно-исторической психологии». Это схематическое дерево представляет собой персонализированное развитие положений культурно-исторической психологии и объединяет учеников, последователей, продолжателей идей Л.С. Выготского. Во второй части своего сообщения В.К. Зарецкий обратился к проблеме практической реализации идей Л.С. Выготского: это практика помощи детям с особенностями развития и с трудностями в обучении (реализация рефлексивно-деятельностного подхода). Привычное всем положение, что развитие в ЗБР происходит путем присвоения культурно-исторического опыта верно лишь отчасти: присвоение – это шаг в обучении, а развитие происходит где-то в другом пространстве. Это происходит по вектору развития субъектности, когда через конкретное содержание преломляются более общие задачи собственного развития.
В работе круглого стола приняли участие сотрудники кафедры: Алексей Сергеевич Обухов, Луиза Игоревна Адамян, Елена Игоревна Адамян, Наталья Борисовна Ковалева, Екатерина Вячеславовна Трифонова, Инна Сергеевна Конрад, Нина Леонидовна Кондратьева, Елена Сергеевна Рычагова, Елена Борисовна Колосова, Елена Владимировна Жукова. Присутствовали студенты дефектологического факультета.
Фото: С. Савин