В честь юбилея Московского педагогического государственного университета, Студентами и преподавателями Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ реализован проект: «Галерея портретов видных исторических личностей России — отцов основателей Университета».
Важно отметить, что данный проект имеет воспитательную, образовательную ценность. Помимо формирования практических навыков у студентов, реализовавших написание портретов, вывешенные в коридоре главного корпуса МПГУ картины поддерживают связь поколений, формируют насмотренность, создают воспитательную среду, которая активно участвует в образовательном процессе.
В целом, среда являются одним из основных факторов образовательного процесса, а ее организация благотворно влияет на личность учащихся. Связь поколений проявляется еще и в том, что исторические портреты выполнены современниками студентов: они слушают музыку в наушниках, используют смартфон, общаются в социальных сетях, смотрят сериалы и пр. Но в то же время, они могут создать камерный портрет, передавая не только портретное сходство изображенных там личностей, но и позволяя создать атмосферу торжественности.
Как же современному поколению студентов удалось реализовать свои планы? Мы попросили участников проекта рассказать о нем и начали свой опрос с доцента кафедры живопись Юрия Владимировича Подисова, руководившего процессом написания картин.
(здесь и далее в – вопрос, о – ответ интервьюируемого)
В: Расскажите о проекте. Как появилась идея создания портретной галереи
О: Идея создания галереи портретов Отцов основателей МПГУ принадлежит ректору Университета Алексею Владимировичу Лубкову и была горячо поддержана Попечительским советом, руководством Художественно-графического факультете института изящных искусств, лично директором института — Коноваловым Андрей Александровичем и деканом факультета Зубрилиным Константином Михайловичем
Художественными руководителями проекта определены доценты кафедры живописи — Ольга Ивановна Подисова и Ваш покорный слуга.
В: Этапы работы над проектом. Поиск идеи, начальные этапы, взаимодействие с участниками?
О: На первом этапе работы над проектом были определены персоналии, благодаря которым появился наш университет. Была проведена исследовательская работа по изучению первоисточников. Материалом для вдохновения явились портреты, написанные при жизни некоторых героев галереи, а также фотографии и гравюры. После чего выстроена композиция и найдено единое стилевое и решение. Определена хронологическая последовательность.
Для реализации проекта, был объявлен набор среди студентов кафедры живописи художественно-графического факультета, за каждым из которых был закреплён конкретный персонаж. Участники проекта — студенты 5 курса Художественно-графического факультета института изящных искусств.Имена добровольцев:
Голубева Светлана Викторовна
Краснай Ульяна Сергеевна
Грунёва Анастасия Сергеевна
Меренкова Лилия Олеговна
Михайлова Сюзанна Алексановна
Хаджилука Ариадни
Путкова Татьяна Ильинична
Нужно отметить, что для принятия решения по участию в данном проекте потребовалось немало мужества и решительности, не побоюсь этого слово — отваги.
В: Какие сложности возникли в ходе работы над проектом?
О: Работа велась в сжатые сроки. От студентов требовались максимальная концентрация и усердие для осуществления поставленных задач. Весь процесс работы велся в стенах Художественно-графического факультета в тесном контакте с наставниками. Основная задача состояла в том, чтобы портреты выглядели гармонично, целостно и убедительно, словно они написаны одной рукой. Для этого студентам необходимо было научиться работать, как единый организм, почувствовать настройки друг друга и подчинить их сверхзадаче. Молодые художники проявили свои лучшие качества: трудолюбие, дисциплину, слаженность, способность работать в команде. Поскольку такой опыт в их творческой жизни был впервые, поначалу мы столкнулись с некоторыми сложностями, которые в процессе работы были успешно преодолены.
В: Были ли забавные или курьёзные случаи в ходе работы?
О: Работа над проектом полностью заняла не только учебное, но и свободное время. Все участники отнеслись к работе очень ответственно и серьёзно. Поэтому для каких-либо курьезов и забавных случаев места просто не осталось.
В: Какие советы Вы можете дать будущим художникам, базируясь на опыте работы с этим проектом?
О: Совет можно дать только один — не боятся браться за сложные задачи, ставить перед собой высокую планку, поскольку только так, можно достичь значительных результатов.
Данный проект оказался очень интересным экспериментом, в ходе которого, диалог со студентами, процесс сотворчества, позволили реализовать проект, и помогло студентам поверить в свои силы. Теперь с уверенностью можно сказать, что дальнейшая совместная работа может гарантировать успех.
Голубева Светлана Викторовна (студентка 5 курса, направления 44.05.03 Изобразительное искусство и Дополнительное образование)
В: Как возникла идея принять участие в этом проекте, что Вас заинтересовало?
О: О проекте я узнала в стенах своего художественно-графического вуза от моего преподавателя Подисова Юрия Владимировича. Я решила принять участие в проекте, потому что осознала, что такой шанс выпадает раз в столетие; большая удача внести свой вклад в такое важное, значимое событие моего Московского Педагогического Государственного Университета.
В: Что нового вы вынесли из проекта, были ли сложности?
О: Благодаря проекту я отточила навыки графики, живописи и коммуникации. Для себя я выявила, что в одиночку- не всегда есть хорошо, команда- вот, что важно. Так же значимо уважать, уметь слышать и слушать и помогать друг другу в любых вопросах; так я впервые поспособствовала своим товарищам-студентам худ-графовцам.
В: Есть ли какие-то рекомендации и советы, которые появились в ходе участия в этом проекте?
О: Я хотела бы пожелать студентам и всем людям в целом: не бояться принимать участия в проектах да и в любой деятельности. Цель оправдывает средства: всё, что вы делаете будет достойно оценено, и от этого вы получите неимоверный кайф.
Краснай Ульяна Сергеевна
В: Как возникла идея принять участие в этом проекте, что Вас заинтересовало?
О: В проекте предложил принять участие преподаватель. Меня это заинтересовало возможностью поучаствовать в жизни университета.
В: Что нового вы вынесли из проекта, были ли сложности?
О: Было интересно выполнять портрет конкретной исторической личности. Старалась передать не только портретное сходство но и детали костюма того времени.
В: Есть ли какие-то рекомендации и советы, которые появились в ходе участия в этом проекте?
О: Посоветовать ничего не могу
Грунева Анастасия Сергеевна (студентка 5 курса, направления 44.05.03 Изобразительное искусство и Дополнительное образование)
В: Как возникла идея принять участие в этом проекте, что Вас заинтересовало?
О: Это мой последний год в бакалавриате МПГУ, потому идея сделать свой вклад в фонд вуза, показалась мне очень интересной.
В: Что нового вы вынесли из проекта, были ли сложности?
О: В рамках данного проекта я получила опыт творчества в команде, когда работы самостоятельных, отличающихся друг от друга художников должны быть написаны в одном стиле. Это было непросто, но интересно.
В: Есть ли какие-то рекомендации и советы, которые появились в ходе участия в этом проекте?
О: В работах, где важно передать точную портретную точность, необходим хороший подмалёвок, отточите в себе этот навык
Меренкова Лилия Олеговна (студентка 5 курса, направления 44.05.03 Изобразительное искусство и Дополнительное образование)
В: Как возникла идея принять участие в этом проекте, что Вас заинтересовало?
О: Заинтересовала возможность оставить свой след в истории и развитии университета, а так же попробовать новый для себя формат работы.
В: Что нового вы вынесли из проекта, были ли сложности?
О: Проект оказался очень интересным в подходе к написанию портрета, в процессе ведения работы, поиска первоначальных источников для более полной и детализированной передачи образа.
В: Есть ли какие-то рекомендации и советы, которые появились в ходе участия в этом проекте?
О: Я бы посоветовала по возможности трудные места (детали лица, убранства, одежды) прописывать на этюдах, а потом уже приступать к написанию на итоговой работе, так как у меня, например, возникла проблема с написанием глаз из – за плохого качества первоисточника и написание глаз заняло больше времени.
Михайлова Сюзанна Алексановна
В: Как возникла идея принять участие в этом проекте, что Вас заинтересовало?
О: Мне очень хотелось оставить свой след в экспозиции МПГУ
В: Что нового вы вынесли из проекта, были ли сложности?
О: Несомненно, я сталкивалась с некоторыми сложностями в процессе, иногда приходилось несколько раз записывать одно и то же место, но под чутким руководством Ю.В. Подисова работа состоялась
В: Есть ли какие-то рекомендации и советы, которые появились в ходе участия в этом проекте?
О: Совет – верить в свои силы и возможности