«В полном соответствии со стандартом, установившимся в мемуарной и биографической авиационной литературе, я «заболел» авиацией еще смолоду. Читал все, что мог достать о самолетах, дальних полетах, известных летчиках. Немало времени проводил в ленинградском аэромузее на Литейном проспекте, наизусть изучив все его экспонаты, начиная от «настоящего» носа летающей лодки М-9, отрезанного от самолета и установленного в одном из залов наподобие ростры старинной колонны, и кончая последней фотографией. Словом, вопрос о том, чему посвятить свою жизнь, был смолоду твердо решен мной в пользу авиации… Воздушный флот в то время как раз «входил в моду»
/ Марк Лазаревич Галлай |
«Мне понадобилось несколько лет, чтобы сформировать представление о летной этике как совокупности каких-то моральных норм, связанных с конкретными профессиональными обстоятельствами нашей работы. Не меньше времени потребовалось и для того, чтобы, вновь вернувшись от частного к общему, понять общечеловеческий характер так называемой летной этики»
/ Марк Лазаревич Галлай |
«Настоящий лётчик-испытатель должен свободно летать на всём, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что летать не может»
/ Марк Лазаревич Галлай |
«Если говорить о пропагандистском эффекте первого полета человека в космос, то личность Гагарина способствовала этому эффекту, как никакая другая. Именно такого космического первопроходца нужно было предъявить человечеству»
/ Марк Лазаревич Галлай |
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Военно-исторический календарь», посвящённая отечественным полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам.
Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 110-летию со дня рождения советского лётчика-испытателя Марка Лазаревича Галлая (03/16.04.1914 – 14.07.1998).
Лётчик-испытатель М.Л. Галлай давал путёвку в жизнь самолётам, представлявшим строгую государственную тайну… Он участвовал в таких событиях, что, как ни скромничай, в тени не останешься. Через разные этапы нашей истории было суждено пройти Марку Лазаревичу, но у него достало ума и мужества ни в чем не замараться. Красивая судьба сильного, достойного и талантливого человека.
Марк Лазаревич Галлай – участник Великой Отечественной войны, советский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), полковник, доктор технических наук (1972), академик Академии транспорта РФ, Герой Советского Союза (1957), писатель, член Союза писателей СССР (1965).
М.Л. Галлай родился 3 апреля (16 апреля по новому стилю) 1914 года в Санкт-Петербурге.
Отец М.Л. Галлая – Лазарь Моисеевич Галлай (1886-1955), был инженером-энергетиком; мать – Зинаида Александровна Галлай (в девичестве Левинсон, 1894-1986) – актрисой разговорного жанра в Ленгорэстраде. Дядя – советский кинорежиссёр Оскар Михайлович Галлай (11.04.1889-1963).
Марк Лазаревич после окончания школы в 1930 году работал токарем на заводе «Красный Октябрь». С 1932 по 1935 год учился в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота. С 1935 года летал на планёрах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе. В 1937 году окончил Ленинградский политехнический институт и Школу пилотов ленинградского аэроклуба. С 1937 года работал инженером в ЦАГИ, без отрыва от работы окончил лётную школу и в сентябре 1937 года стал лётчиком-испытателем ЦАГИ.
После начала Великой Отечественной войны в июле 1941 года М.Л. Галлай стал лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы, сформированной из летчиков-испытателей с использованием испытываемых самолётов. Во время первого ночного налёта на Москву 22 июля 1941 года сбил вражеский бомбардировщик «Дорнье-215». За этот боевой эпизод был награждён орденом Красного Знамени.
До сентября 1941 года участвовал в защите Москвы от налётов фашистской авиации. Совершил 10 ночных боевых вылетов на самолёте МиГ-3. Еще 28 боевых вылетов ему предстояло на Калининском фронте, одновременно обучать лётчиков полка бомбометанию с пикирования. Корреспондент фронтовой газеты, был в этом полку и написал о неразговорчивом капитане, который наотрез отказался рассказать о своих подвигах. Этим капитаном был М.Л. Галлай.
В январе – марте 1942 года был заместителем командира эскадрильи 128-го бомбардировочного авиаполка, совершил 28 боевых вылетов (Калининский фронт). С мая 1943 года был лётчиком 890-го полка авиации дальнего действия.
В июне 1943 года М.Л. Галлай вновь на фронте. Во время одного из вылетов, где он был вторым пилотом в составе экипажа ТБ-7, самолет был сбит над оккупированной территорией. Марк Лазаревич ввиду природной скромности сам никогда не рассказывал об этом. Но со слов близких стало известно, что прыгал он с парашютом, когда на нем уже горели унты. Летчики могли прыгнуть и раньше, но под ними был Брянск, и во избежание падения на жилые дома летчики до последнего тянули самолет в сторону. Приземляясь, М.Л. Галлай зацепился куполом за деревья и с размаху ударился об одно из них. Превозмогая боль в спине, он добрался до Рогнединской партизанской бригады (Брянская область). Через 12 дней его вывезли на самолете в Москву. Вернувшись вскоре в ЛИИ, он увидел на стене летной комнаты свой портрет в траурной рамке, а на столе – посвященный себе некролог.
По июль 1950 года Марк Лазаревич трудился на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте (ЛИИ). Провёл испытания СБ на флаттер (1941), испытания по доводке маслосистемы бомбардировщика Ер-2 (1941). Он провёл испытания третьего опытного образца реактивного истребителя МГ-9 («Ф-3», первый полет – 9 августа 1946 года). Провёл испытания пороховых стартовых ускорителей на бомбардировщике Пе-2 (1943); испытания по доводке мотора АШ-82 на истребителе Ла-5 (1943); испытания Як-7 с опытным ламинарным крылом (1944); испытания по подбору и доводке винтов на высотном истребителе Пе-2 ВИ (1944); испытания трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планерном варианте (1946); дальнего бомбардировщика Ту-4 (1947-1949). Участвовал в испытаниях самолётов И-215 (1948), Як-20 (1950).
В июле 1950 года М.Л. Галлай был уволен из ЛИИ (это увольнение Галлай связывал с начавшейся кампанией по «борьбе с космополитизмом») и около месяца был не у дел. С помощью Валентины Степановны Гризодубовой (18.01/31.01.1910-28.04.1993, 11-й участок Новодевичьего) нашел, до спада кампании, работу лётчика в НИИ-17, где проводились эксперименты с разрабатываемой в НИИ бортовой электроникой. Участвовал в испытаниях бортовых радиолокаторов истребителей-перехватчиков И-320 и Ла-200. В январе 1955 – июне 1958 года – лётчик-испытатель ОКБ В. Мясищева. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1957 году за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники.
В 1958 году Марк Лазаревич был уволен из Вооружённых Сил СССР в запас в звании полковника. За время лётной работы освоил 124 типа самолётов, вертолётов и планеров.
В 1958-1975 годах М.Л. Галлай вернулся в ЛИИ на должность старшего научного сотрудника. Он был первым «инструктором-методистом по пилотированию космического корабля» в первом отряде космонавтов (1960-1961; его пригласил на эту должность сам Королев, а Главный конструктор был человеком очень требовательным). Марк Лазаревич инструктировал первую группу наших космонавтов (Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Попович, Быковский) в одном из филиалов ЛИИ, в лаборатории № 47, где находился тренажер космического корабля «Восток-3А». Кстати, «Поехали!» – это от М.Л. Галлая. «К полету готов?» – спрашивал Марк Лазаревич старшего лейтенанта Гагарина Ю.А. во время многочисленных тренировок. «Готов». – «Ну тогда, давай. Поехали!» – и в очередной раз нажимал на тренажере пуск в «как бы космос». Отработав до автоматизма «пароль–ответ» на Земле, полетев в космос реальный, Юрий Алексеевич Гагарин сказал это знаменитое «Поехали!», «как бы Галлаю».
С 1959 года Марк Лазаревич был заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям. Опубликовал около 30 научных работ, преподавал в Московском авиационном институте, Академии гражданской авиации.
Как-то в качестве анекдота М.Л. Галлай рассказал позабавившую его историю. Однажды в Ленинграде он встретил человека, которого не видел много лет. В юности они вместе занимались боксом. Тот стал преуспевающим тренером. Он сказал Марку Лазаревичу с укоризной и сочувствием: «Зря ты бросил тогда бокс – ведь подавал надежды. Объездил бы, как я, весь мир. А что тебе дала твоя авиация?» М.Л. Галлай не относился пренебрежительно к спорту, а уж путешествовать точно очень любил, хотя долгие годы был лишен этого удовольствия, мог только мечтать о зарубежных поездках: профессия летчика-испытателя делала его «невыездным». Однако сама мысль о том, что он мог бы променять авиацию на какие-то жизненные блага и удовольствия, показалась ему уморительно смешной. И еще один забавный эпизод. Один приятель, обитавший в доме творчества в Переделкине, встретив в писательском поселке Марка Лазаревича, пожаловался: «Все здесь хорошо, вот только постоянный рев самолетов раздражает. Очень уж низко летают». М.Л. Галлай мгновенно отреагировал: «Что вы, это единственное, что доставляет здесь удовольствие». В его шутке доля правды была очень велика.
М.Л. Галлай скончался 14 июля 1998 года. Он похоронен на 4-ом участке Троекуровском кладбище. В память о Марке Лазаревиче в Москве, на улице Спиридоновке, дом 9, где с 1979 по 1998 год жил и работал М.Л. Галлай, 21 февраля 2006 года была установлена мемориальная доска. Одному из астероидов Солнечной системы (№6719) присвоено наименование «Галлай». В 1997 году был создан документальный фильм «Единица порядочности – один Галлай» (Режиссёр – Эльдар Рязанов). В честь Галлая названа улица Марка Галлая в Санкт-Петербурге.
Награды М.Л. Галлай. Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1957), три ордена Ленина (1944, 1947, 1957), четыре ордена Красного Знамени (1941, 1942, 1944, 1947), два ордена Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985), орден Красной Звезды (1948), орден «Знак Почёта» (1984).
Произведения и научные труды: «Через невидимые барьеры». – М.,1960; «Через невидимые барьеры: Из записок лётчика-испытателя». – М., 1960; «Испытано в небе». – М., 1963; «Встречи на аэродромах»: Документальная повесть. Очерки. Статьи. – М., 1963; «Авиаторы об авиации». – М., 1973, «Валерий Чкалов». (Легендарные герои). – М., 1981; «Летчик Валентина Гризодубова. – М: Малыш, 1984 (Легендарные герои); «Жизнь Арцеулова». М.: Политиздат, 1985; «С человеком на борту». – М., 1985; «Небо, которое объединяет». – М.: Блиц, 1997; «Я думал: Это давно забыто». – М., 2000. По мотивам произведений М.Л. Галлая снят художественный фильм «Три процента риска» (1984). М.Л. Галлай стал персонажем документального очерка А. Аграновского «Открытые глаза», посвященного созданию МиГ-9, одного из первых советских реактивных истребителей, и одним из прототипов персонажа поставленного по мотивам этого очерка фильма Т. Лиозновой «Им покоряется небо» (1963).
Говоря о мемуарной литературе – и это непременно надо иметь в виду, – мы нередко отождествляем два типа произведений, у которых есть принципиальные различия. Одни из них, добросовестно воспроизводя ход события, перечисляя участников действия, дальше этого не идут, иных задач перед собой не ставят. Да и требовать от них большего нельзя; в сущности, это свидетельская литература, и ценность ее в воссоздании фактов. Но существуют другие воспоминания (к ним и относятся книги М.Л. Галлая), – они обладают свойствами не просто документа, но документально-художественной прозы. Сплошь и рядом в житейском обиходе (а иногда и в критике) литературные достоинства мемуаров сводят к авторскому умению писать легко, живо, выразительно. Сразу же следует заметить, что книги Марка Лазаревича хорошо написаны: явственно видишь людей, с которыми автору приходилось иметь дело, самолеты, на которых он летает, видишь землю и небо и с бреющего полета, и из стратосферы. И все-таки суть не в слоге. В воспоминаниях М.Л. Галлая, безупречно точных, иной угол зрения – человековедческий. Его интересует психология людей, их духовный мир, черты характера, обусловливающие покорство или сопротивление житейским и всяким другим обстоятельствам. Он доказывает, что профессиональные качества человека зависят – пусть и опосредованно – от его представлений о добре и зле, чести и достоинстве, от его гражданского мужества.
Книги М.Л. Галлая читали и будут читать самые разные люди, ибо в них – проблемы нравственные, этические, а их так или иначе приходится решать каждому человеку вне зависимости от того, чем он занимается, – строит дома, учит детей или лечит людей. Другое дело, что профессия летчика-испытателя, связанная с неизбежным риском, со смертельной опасностью, делает эти проблемы предельно острыми и не отвратимыми.
Источники:
– Галлай М.Л. Испытатели: http://testpilot.ru/base/2011/01/gallaj-m-l/
– И. Емельянов. «Единица порядочности – один Галлай»: https://www.zhukvesti.ru/articles/detail/20024/
– След в небе и на земле: https://topwar.ru/70024-sled-v-nebe-i-na-zemle.html?ysclid=lusghkmuth612481137
– Л. Лазарев. Планета «Галлай»: http://www.lechaim.ru/ARHIV/131/gallay.htm
– В. Чернышева. Наставник Гагарина, или Условно лётная погода: https://www.ng.ru/style/2009-04-10/12
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.