«Константин Симонов – это поколение, рождённое накануне Великого Октября. Оно во весь голос распевало революционные песни своих отцов, чтобы сложить собственные антифашистские стихи и песни. Живо чувствуя горячее дыхание Гражданской войны, оно спешило на помощь героической Испании — первой в мире стране, сражавшейся с фашизмом, и поднялось против гитлеровского нашествия в Великую Отечественную войну. Константин Симонов – это предвоенная театральная Москва с его пьесами «История одной любви» и «Парень из нашего города», это стихи «От Москвы до Бреста…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Майор привёз мальчишку на лафете» и множество раз переписанное от руки «Жди меня». Это трилогия «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето» и снятые по ней фильмы. Это горячие мемуары «Разные дни войны. Дневник писателя» и блестящие переводы Редьярда Киплинга. Рассказать одной публикацией о жизни и творчестве Константина Симонова нереально. Но строками Константина Михайловича и его товарищей можно оживить его время, чтобы кто-то перечитал эти глубочайшие Симоновские произведения, а кто-то с восторгом их для себя открыл».
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Военно-исторический календарь», посвящённая отечественным полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам, художникам и музыкантам, писателям и режиссёрам.
Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 110-летию со дня рождения Героя Социалистического Труда Симонова Константина Михайловича (15/28.11.1915 – 28.08.1979).
Константин Михайлович Симонов – участник боёв на Халхин-Голе (1939) и Великой Отечественной войны, русский советский прозаик, поэт и драматург, киносценарист, общественный деятель, журналист и военный корреспондент, Герой Социалистического Труда (1974), лауреат Ленинской премии (1974) и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР.
К.М. Симонов родился 15 ноября (28 ноября по новому стилю) 1915 года в городе на Неве, который к тому времени уже назывался Петроградом.
Родители – генерал-майор Михаил Агафангелович Симонов (29.03.1871-После 1922) и Александра Леонидовна Симонова, в девичестве – Оболенская (1890-1975). Мама была утончённо-красивая, влюблённая в поэзию. А вот отец без вести пропал в Первую мировую. Но мальчику тоже был предопределён армейский быт: в 1919 году они с мамой переехали в Рязань и Александра Леонидовна вышла замуж за советского военспеца Александра Григорьевича Иванишева (1883-1961), который по-отцовски вырастил будущего писателя.
«Я родился в 1915 году в Петрограде, а детство провёл в Рязани и Саратове. Моя мать работала то машинисткой, то делопроизводителем, а отчим, в прошлом участник японской и германской войн, был преподавателем тактики в военном училище. Наша семья жила в командирских общежитиях… За окнами, на плацу, производились утренние и вечерние поверки. …Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твёрдый распорядок дня, всё делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая, даже самая маленькая ложь презиралась… Атмосфера нашего дома и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединённую с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на поверку, вошло в плоть и кровь».
Весной 1930 года К.М. Симонов окончил семилетку уже в Саратове и вместо восьмого класса пошёл в фабзавуч учиться на токаря. Решение принял единолично, родители его поначалу не особенно одобряли, но отчим, как всегда сурово, сказал: «Пусть делает, как решил, его дело!».
«Мы жили туго, и тридцать семь рублей в получку, которые я стал приносить на второй год фабзавуча, были существенным вкладом в наш семейный бюджет».
Поздней осенью 1931 года Константин Михайлович вместе с родителями переехал в Москву и весной 1932 года, окончив фабзавуч точной механики и получив специальность токаря 4-го разряда, пошёл работать на авиационный завод, а потом в механический цех кинофабрики «Межрабпомфильм».
В эти же годы К.М. Симонов стал понемногу писать стихи. Осенью 1933 года под влиянием статей о Беломорстрое, которыми тогда были полны все газеты, он сочинил длинную поэму под названием «Беломорканал». «Не особенно в это веря, я, однако, не удержался от соблазна и пошёл на Большой Черкасский переулок, где на четвёртом этаже, в тесной, заставленной столами комнате помещалась литературная консультация Гослитиздата. Я пришёл вовремя – литконсультация Гослитиздата выпускала очередной, второй сборник молодых авторов под названием «Смотр сил». …Летом, получив отпуск, я решил поехать на Беломорканал, чтобы увидеть своими глазами то, о чём писал стихи, пользуясь чужими газетными статьями. Когда я робко заговорил об этом в консультации Гослитиздата, меня неожиданно поддержали не только морально, но и материально… В кармане у меня лежала справка, в которой значилось, что Симонов К.М. – молодой поэт с производства – направляется для сбора материала о Беломорканале и что культмассовый сектор Гослитиздата просит оказать означенному поэту всяческое содействие. На Беломорканале я пробыл месяц. Вернувшись в Москву, сочинил новую поэму. В консультации мне посоветовали пойти учиться в открывшийся недавно, по инициативе А.М. Горького, Вечерний рабочий литературный университет и даже написали рекомендацию. В начале сентября 1934 года, сдав приёмные испытания, я нашёл свою фамилию в длинном списке принятых…».
«У юности Симонова есть точный адрес: Москва, Тверской бульвар, 25, Литинститут им. Горького, – утверждал товарищ студенческих лет К.М. Симонова, поэт Михаил Матусовский. – Здесь в семинаре Ильи Селимовича Дукора, по-чеховски соединившего профессию литератора с профессией врача, читал он свои первые баллады, написанные не без влияния Редьярда Киплинга; здесь зрел его поэтический талант, складывались литературные вкусы и пристрастия, здесь он серьёзно изучал материалы и документы времени, перед тем как начать писать исторические поэмы о Ледовом побоище и фельдмаршале Суворове… Симонов уже тогда отличался завидным умением разумно и толково организовывать свой рабочий день, славился пунктуальностью и поразительным трудолюбием, обязательно входящим, на мой взгляд, в понятие «талант».
«Вскоре после того как газеты напечатали известие о гибели под Уэской в Испании командира Интернациональной бригады генерала Лукача, я сел и написал стихотворение «Генерал». В нём говорилось о судьбе Мате Залки – генерала Лукача, но внутренне с юношеской прямотой и горячностью я отвечал сам себе на вопрос – какой должна быть судьба моего поколения в наше революционное время? С кого лепить жизнь? Да, именно так, как Мате Зал-ка, мне хотелось прожить и свою собственную жизнь. Да, именно за это мне будет не жаль отдать её! В стихах «Генерал» хромали рифмы и попадались неуклюжие строчки, но сила чувства, которое было в моей душе, сделала их, как мне кажется, моими первыми настоящими стихами».
Произведения К.М. Симонова стали публиковать во второй половине 1930-х годов. На молодого поэта сразу же обратили внимание. В нём увидели одну из самых ярких фигур нового, ещё неведомого литературе поколения. Как заметил тогда Константин Паустовский, Симонов был одним из первых талантливых поэтов – ровесников Октября, представлявших в литературе «молодых людей социалистического времени». Юный Симонов остро чувствовал реалии своего времени. В стихотворении «Товарищи по оружию» (1938) он пророчески писал:
Святая ярость наступленья,
Боёв жестокая страда
Завяжут наше поколенье
В железный узел навсегда.
Две самые крупные работы К.М. Симонова тех лет – поэмы «Ледовое побоище» (1938) и «Суворов» (1939) – истолковывались как своеобразное преломление неотступных тревожных раздумий о том, что совсем скоро ожидало Советскую страну.
«Думая о предстоящей вооружённой схватке с фашизмом, некоторые из нас обращали взгляды в русскую историю, и прежде всего в военную историю нашего Отечества, – говорил потом Симонов. – Размышлениям на эту тему были посвящены в предвоенные годы мои поэмы «Ледовое побоище» и «Суворов». Работа над ними была тогда существенной частью моей нравственной жизни».
Осенью 1938 года, окончив Литературный институт имени А.М. Горького, Константин Михайлович поступил учиться в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы). Летом 1939 года он сдал первые три экзамена кандидатского минимума. А в августе того же года, по предписанию Политуправления Красной Армии, молодой поэт уехал на Халхин-Гол, в Монголию, корреспондентом газеты «Героическая красноармейская».
Незадолго до поездки на Халхин-Гол Кирилл Симонов взял себе имя Константин: из-за полученной в детстве травмы ему было трудно выговаривать буквы «р» и «л».
«В 1940 году я написал первую свою пьесу – «История одной любви», в конце этого же года поставленную на сцене Театра имени Ленинского комсомола. А вслед за этим написал и вторую – «Парень из нашего города», поставленную в том же театре уже в канун войны. С осени 1940 года по июнь 1941 года учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии. Окончил их в середине июня 1941 года, получив воинское звание интенданта второго ранга…».
21 июня К.М. Симонова вызвали в радиокомитет и предложили написать две антифашистские песни. На него снова дохнуло близостью войны с нацизмом. Всё утро 22 июня Константин Михайлович писал стихи и не подходил к телефону. А когда подошёл, то услышал: «Война!»
Июнь. Интендантство.
Шинель с непривычки длинна.
Мать застыла в дверях.
Что это значит?
Нет, она не заплачет.
Что же делать — война!..
(«Из дневника»)
24 июня 1941 года К.М. Симонов был призван из запаса и с предписанием Политуправления Красной Армии выехал для работы в газете «Боевое знамя» Третьей армии в район белорусского города Гродно.
Перед отъездом на фронт Константин Михайлович вместе с другим выпускником Литинститута, поэтом Евгением Долматовским (будущим автором песен «Случайный вальс», «Дорога на Берлин», «Весна 45-го года» и др.) зашли в Москве в райком партии. Секретарь райкома вручил К.М. Симонову кандидатскую карточку в члены ВКП(б), а Евгению – партийный билет.
Константин Михайлович впопыхах выбрал себе шинель не по росту и на следующее утро, 24 июня, пошёл в военторг, чтобы её заменить. Евгений Долматовский покупал себе там «шпалы» на петлицы. Они так и простились – прямо посреди магазина. Константину было 25 лет, Евгению месяц назад исполнилось 26. На фронтах Великой Отечественной войны Симонов и Долматовский встретятся в Сталинграде, на Курской дуге, в Белоруссии, Польше и при штурме Берлина.
«Симонов всегда был на войне образцовым товарищем. Мне кажется, что характер будущих героев своей прозы, новый человеческий тип воина-интеллигента, напряжённо мыслящего солдата справедливой войны, был первоначально выношен Симоновым для себя как некая норма личного поведения», – писал потом в воспоминаниях о Константине Евгений Долматовский.
«У Симонова, кроме всего прочего, был особый талант дружить, быть внимательным к окружающим, делать добро людям, – это уже отмечал в своём «Семейном альбоме» Михаил Матусовский. – Дорожу встречами на житейских перепутьях, которые случались у нас с Костей. То в лесу под Красным Бором, где располагалась редакция «Красноармейской правды», то у подъезда гостиницы «Москва» после отбоя воздушной тревоги, когда он прочёл совсем недавно написанное стихотворение «Жди меня», с невероятной быстротой получившее признание на фронте – сотни тысяч солдат переписывали его и посылали как своё собственное в тыл жёнам и любимым».
А тогда, 24 июня 1941 года, Константин Михайлович выехал вечерним поездом из Москвы в столицу Белоруссии, навстречу войне. Он должен был явиться в политуправление фронта в Минске, а оттуда – в армейскую газету 3-й армии. Сошли с поезда в Борисове в шесть часов утра… Что было дальше — можно прочитать в романе К.М. Симонова «Живые и мёртвые» или посмотреть в одноимённом фильме, снятом режиссёром А. Столпером совместно с В. Басовым.
Отправной точкой для романа стал дневник военкора К.М. Симонова. С первых же фронтовых дней он вёл дневник: считал, что для военного корреспондента, а тем более писателя, важно делать военные записи.
«Дневник как писателю после войны, конечно, сослужил мне огромную службу. Это колодец, из которого я черпал и черпаю. Читая сейчас дневник, многие увидят сходство реальных событий с теми, что описаны, например, в романе «Живые и мёртвые». …Когда пишешь повесть или роман о таком тяжком деле, как война, фантазировать и брать факты с потолка как-то не тянет. Наоборот, всюду, где это позволяет твой собственный жизненный опыт, стараешься держаться поближе к тому, что видел на войне своими глазами».
Дневник для Константина Михайловича – это, по его словам, «чувство такта и уважение к людям, попавшим в поле твоего зрения, стремление честно запечатлеть время, в котором ты живёшь».
В 1975 году в издательстве «Молодая гвардия» вышло первое отдельное издание книги К.М. Симонова «Разные дни войны. Дневник писателя».
«Искренне и горячо рекомендую прочитать эти два объёмных тома, в которых широким полотном представлена война, начиная с лета сурового 1941 года до её победного завершения, – написал в газете «Правда» Маршал Советского Союза Александр Василевский. – Здесь – и страдания народа, и горечь отступления, и мужество наших воинов, и наша всё крепнущая сила, ломающая силу врага, и радость наших побед. Строгая документальность сочетается в книге с остротой писательского взгляда, точно подмеченная деталь фронтового быта или человеческого характера придаёт документу широту художественного обобщения».
«Книга документальная, в ней нет вымышленных персонажей, и всюду, где я считал себя вправе это сделать, я сохранил подлинные имена и фамилии. В такой книге, как эта, возможны ошибки памяти, и я буду признателен тем, кто на них укажет», – заявил Константин Симонов в интервью корреспонденту «Комсомольской правды» Василию Пескову, с которым беседовал в мае 1977 года.
На вопрос известного журналиста, почему целый том посвящён сорок первому году, а остальные четыре года войны уместились тоже в одной почти такого же объёма книге, Константин Михайлович ответил: «Время на войне течёт по особым законам. У меня ощущение, что оно было как-то чудовищно спрессовано. Особенно в 41-м. И особенно в первые дни. Эти первые дни застали меня под Могилёвом. Я столько всего увидел, что, признаюсь, испытывал отчаяние. Казалось, всё переменилось, сместилось, сдвинулось с места. Всё само по себе было трагично. …Я ничего не мог написать, пока не коснулся «точки опоры» – встретил часть, которая не отступала, а дралась. И очень умело. Доказательство этому было налицо: перед линией обороны стояли 39 сожжённых немецких танков. Тут я впервые увидел: врага действительно бьют. Крепко стоявшей частью командовал полковник Семён Фёдорович Кутепов. Атмосфера собранности, дисциплины, уверенности и какого-то спокойствия, несмотря на трагизм положения, привела тогда меня в чувство. Я увидел: есть люди, которые остановят врага. О полке Кутепова и была моя первая, чего-то стоившая корреспонденция в газете».
В романе «Живые и мёртвые» сожжённые фашистские танки прямо на глазах у врага деловито снимает военкор Мишка Вайнштейн. И сразу же несётся с ними в Москву – летом 1941 года страна должна была знать, что немца можно бить! Вот этот знаменитый эпизод из романа Константина Симонова: «Мишка, расстроенный мыслью, что он оставил товарища на передовой, а сам возвращается в Москву, не знал, что через сутки Синцов не будет ни убит, ни ранен, ни поцарапан, а живой и здоровый, только смертельно усталый, будет без памяти спать на дне этого самого окопа. А Синцов, завидовавший тому, что Мишка через сутки будет в Москве говорить с Машей, не знал, что через сутки Мишка не будет в Москве и не будет говорить с Машей, потому что его смертельно ранят ещё утром, под Чаусами, пулемётной очередью с немецкого мотоцикла. Эта очередь в нескольких местах пробьёт его большое, сильное тело, и он, собрав последние силы, заползёт в кустарник у дороги и, истекая кровью, будет засвечивать плёнку со снимками немецких танков, с усталым Плотниковым, которого он заставил надеть каску и автомат, с браво выпятившимся Хорышевым, с Серпилиным, Синцовым и грустным начальником штаба. А потом, повинуясь последнему безотчётному желанию, он будет ослабевшими толстыми пальцами рвать в клочки письма, которые эти люди посылали с ним своим жёнам. И клочки этих писем сначала усыплют землю рядом с истекающим кровью, умирающим Мишкиным телом, а потом сорвутся с места и, гонимые ветром, переворачиваясь на лету, понесутся по пыльному шоссе под колеса немецких грузовиков, под гусеницы ползущих к востоку немецких танков…».
Прототипом Мишки Вайнштейна стали два товарища-военкора Константина Симонова: Павел Трошкин и Михаил Бернштейн, погибшие на войне.
Литературный образ Фёдора Серпилина из симоновской трилогии – собирательный, но в основе его находится личность конкретная – командир 388-го стрелкового полка 172-й дивизии Семён Фёдорович Кутепов. Его в фильмах Александра Столпера «Живые и мёртвые» и «Возмездие» (по роману К.М. Симонова «Солдатами не рождаются») блестяще сыграл народный артист СССР, бывший фронтовик Анатолий Папанов.
Другой народный артист СССР, Кирилл Лавров, в картинах А. Столпера – военный журналист и политрук Иван Синцов – вспоминал, как однажды К.М. Симонов вынул из кармана и протянул ему мятую, поломанную фотографию: «Это вам, в память о «Живых и мёртвых». Не удивляйтесь, что фотография в таком виде, – во время войны я протаскал её довольно долго в кармане гимнастёрки». С помятой бумаги на меня смотрело озорное, улыбающееся безусое лицо военного человека в лихо сдвинутой на затылок пилотке, с зажатой в зубах папиросой, со «шпалой» в петлицах… Внизу было написано: «Кириллу Лаврову от одного из военных корреспондентов. С любовью К. Симонов». Эта фотография стоит у меня на письменном столе. Я смотрю на неё и думаю: насколько была бы беднее моя жизнь, если бы я не встретил этого человека».
По словам Константина Михайловича, в первые дни войны писать в газету было неимоверно трудно. «Некоторое облегчение я лично почувствовал, прочитав речь И.В. Сталина 3 июля, – подчеркнул он в интервью Василию Пескову. – В чём была её сила? Это было время мучительных размышлений, недоумений, боли: что происходит? Речь ставила всё на своё место… Появилась определённость. Была сказана полная правда, ничто не пряталось, ничто не скрывалось. Мне всегда казалось, перед лицом трудностей именно так надо с нами говорить, так мы лучше понимаем. В тот день мы увидели: над страной нависла смертельная опасность. Но сказать эту жестокую правду – значит засвидетельствовать свою силу. …Или вспомним знаменитый парад 7 ноября в том же году. Немцы в шестидесяти километрах от Кремля и – парад! Эта уверенность в нашей силе всех тогда потрясла».
14 января 1942 года в газете «Правда» было опубликовано знаменитое стихотворение К.М. Симонова «Жди меня». В том же 1942 году Константин Михайлович вступил в ВКП(б), был награждён орденом Красного Знамени и получил звание старшего батальонного комиссара. 18 июля 1942 года, на следующий день после начала Сталинградской битвы, газета «Красная звезда» опубликовала стихотворение К.М. Симонова «Убей его!» («Если дорог тебе твой дом…»), призывающее к истреблению немецко-фашистских оккупантов:
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
«Мы ждали материалы от Симонова. Вот, наконец, доставили пакет. На конверте надпись: «Д.И. Ортенбергу. Лично. Срочно. От Симонова. Аллюр…», – вспоминал главный редактор газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг. – Раскрыл пакет, а там оказался не очерк – стихи «Убей его!». Не буду объяснять, как нужен был этот прямой публицистический призыв…».
Стихотворение потом очень часто читали по радио и сбрасывали с самолётов напечатанным на листовках. В мае – июне 1943 года Константин Михайлович получил от редакции «Красной звезды» отпуск и улетел в Алма-Ату писать повесть «Дни и ночи», посвящённую героическим защитникам Сталинграда.
«Теперь это город дымный и серый, над которым день и ночь пляшет огонь и вьётся пепел. Это город-солдат, опалённый в бою, с твердынями самодельных бастионов, с камнями героических развалин».
Режиссёр Александр Столпер экранизировал повесть К.М. Симонова «Дни и ночи» на киностудии «Мосфильм» (1944). Это была первая советская игровая картина о Сталинградской битве.
Из воспоминаний военкора Евгения Долматовского: «1944 год. Мы поселились в только что освобождённом Люблине, в квартире польского врача… Нас было трое – Симонов, Борис Горбатов и я, корреспонденты «Красной звезды», «Правды» и фронтовой газеты «Красная Армия». Вошёл польский врач и спросил, знают ли панове о страшной, совершенно секретной фабрике, находящейся на восточной окраине города. …Симонов собрался немедленно: «Едем туда!». Я не буду вновь описывать Майданек – лагерь уничтожения. Есть гневное его изображение в сочинениях Симонова и Горбатова, есть фильмы, опубликованы документы. Страшные 24 склада волос казнённых, груды очков и холмы детской одежды. …Мы вернулись в квартиру люблинского врача. Симонов стал записывать и поднял лицо – всё в слезах».
«Неравнодушие – одна из самых дорогих черт человеческих… Взрывчатая сила неравнодушия к жизни и литературе остаётся навсегда, как звук эпохи…».
К.М. Симонов был свидетелем последних боёв за Берлин и присутствовал при подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 года.
В первую половину войны, когда слово должно было стрелять, Симонов был журналистом. Он узнал не только всю горячность, спешность каторжно-трудной журналистской работы, но и её действенность. А уже к концу войны писатель в нём подавил журналиста. Появилась возможность осмыслить происходящее, усилилась жадность как можно больше увидеть, запомнить, почувствовать. Симонов понимал, что война станет его писательским багажом.
«Большая часть моих корреспонденций, печатавшихся в годы войны в «Красной звезде», «Известиях» и «Правде», составила четыре книги «От Чёрного до Баренцева моря», книги «Югославская тетрадь» и «Письма из Чехословакии», многое осталось только в газетах. В годы войны я написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи» (1943-1944) и две книги стихов – «С тобой и без тебя» и «Война», а сразу после войны пьесу – «Под каштанами Праги». Почти весь материал – для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных – мне дала работа корреспондентом на фронте», – отмечал К. Симонов.
После войны Константин Михайлович около трёх лет пробыл в зарубежных командировках. С 1958 по 1960 год жил в Ташкенте, работая разъездным корреспондентом газеты «Правда» по республикам Средней Азии. В 1963-1967 годах в качестве специального корреспондента «Правды» ездил в Монголию, на Таймыр, в Якутию, Красноярский край, Иркутскую область, на Кольский полуостров, в Казахстан, Хабаровский край… В 1970 году побывал во Вьетнаме. В одном из своих вьетнамских стихотворений он написал: «Всё рифмы какие-то слышатся / Оттуда, из нашей войны». С 1946 по 1950 год и с 1954 по 1958-й К. Симонов был главным редактором журнала «Новый мир». С 1950 по 1953 год возглавлял редакцию «Литературной газеты».
После смерти И.В. Сталина Симонов опубликовал в «Правде» стихотворение, где были следующие строки:
Нет слов таких, чтоб ими описать
Всю нетерпимость горя и печали.
Нет слов таких, чтоб ими рассказать,
Как мы скорбим по Вам, товарищ Сталин…
А 28 августа 1979 года в Москве, в возрасте 63 лет, ушёл из жизни и Константин Михайлович Симонов. Его догнала война. Действительно – «с наше покочуйте, с наше поночуйте, с наше повоюйте хоть бы год!..». «…Незаменимых нет. Верно, нет – всё так. Но ведь и заменимых тоже нет. Нет на свете ни одного заменимого человека».
По завещанию Константина Симонова, его прах был развеян над Буйничским полем под Могилёвом. «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…».
В процессии участвовали семь человек: вдова Лариса Жадова, дети, могилёвские ветераны-фронтовики. Через полтора года после смерти писателя над Буйничским полем развеяли прах последней супруги Симонова – Ларисы. Она пожелала быть рядом с мужем.
«Могилёв, через который война прошла «туда и обратно», давно залечил свои раны. О войне напоминают только названия улиц. Есть среди них улица полковника Кутепова, есть теперь ещё и улица писателя Симонова. Вблизи большой городской площади улицы скрещиваются. А на шестом километре шоссе, идущего на Бобруйск, след войны сохранился… По правую сторону от шоссе – то самое поле, то место, где в сорок первом по немецкой броне хлестали снаряды защитников Могилёва. В память тех, кто остался навечно у этого поля, уже много лет стоит обелиск. И чуть в стороне, в разрезе зелёных посадок, с военного вездехода сняли и поставили камень. Это память о человеке, чья жизнь была связана крепко с судьбою тех, которые воевали, – с живыми и мёртвыми» (Василий Песков).
На Буйничском поле установлен мемориальный Симоновский камень. На огромном валуне выбито факсимиле автографа писателя – «Константин Симонов». С другой стороны на валуне установлена табличка с надписью: «Симонов К.М. (1915-1979) …Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».
В память о Константине Михайловиче названы улицы во многих городах бывшего СССР, сооружены памятники и открыты мемориальные доски и знаки, открыты библиотеки и названы авиалайнеры. Обширный фонд К.М. Симонова хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. Он насчитывает 7329 единиц хранения и охватывает период с 1883 по 2001 гг. Основу фонда составляют личные и деловые переписки, рукописи, документы, черновики. Также в РГАЛИ на хранении находится полная библиотека Симонова, включающая в себя книги с автографами и пометками. Многие произведения К.М. Симонова были успешно экранизированы, в том числе и по сценариям самого автора: “Живые и мертвые” (1963), “Парень из нашего города” (1942), “Жди меня” (1943), “Дни и ночи” (1943-1944), “Бессмертный гарнизон” (1956), “Нормандия-Неман” (1960), “Двадцать дней без войны” (1976).
Личная жизнь Константина Симонова была такой же яркой, как и его творчество. Он был женат четыре раза, и самой известной его женой стала актриса Валентина Серова, которой он посвятил свое знаменитое “Жди меня”. Помимо своих детей – сына Алексея, дочерей Марии и Александры, он усыновил сына Валентины Серовой Анатолия и дочь своей четвертой жены Екатерину.
Награды и премии К.М. Симонова: Герой Социалистического Труда (27.09.1974), три ордена Ленина (27.11.1965; 02.07.1971; 27.09.1974), орден Красного Знамени (03.05.1942), два ордена Отечественной войны I-й степени (30.05.1945; 23.09.1945), орден «Знак Почёта» (31.01.1939); медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), «За оборону Москвы» (1944), «За оборону Одессы» (1942), «За оборону Сталинграда» (1942), «За оборону Кавказа» (1944), «За освобождение Праги» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (1945); нагрудный знак «Участник боёв у Халхин-Гола»; зарубежные награды.

Источники:
– Константин Симонов https://ast.ru/news/konstantin-simonov-biografiya-voenkora-stavshego-serym-kardinalom-sovetskoy-literatury/
– Симонов К.М. https://rg.ru/2025/11/26/110-let-so-dnia-rozhdeniia-konstantina-simonova-biografiia-tvorchestvo-luchshie-proizvedeniia.html
– Если дорог тебе твой дом https://msk.kprf.ru/2025/11/27/279965/
– Любовь Ярмош https://gazeta-pravda.ru/issue/131-31768-27-noyabrya-2025-goda/esli-dorog-tebe-tvoy-dom
– Советский князь. Тайные корни К. Симонова https://dzen.ru/a/aMSJHgOkEXshy9o1
– Человек больших задач https://www.mk.ru/social/2025/11/27/chelovek-bolshikh-zadach-ispolnilos-110-let-so-dnya-rozhdeniya-konstantina-simonova.html
– Что всю жизнь помнил К. Симонов https://www.pnp.ru/culture/chto-vsyu-zhizn-pomnil-konstantin-simonov.html
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.








































