Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Военно-исторический календарь: К 130-летию со дня рождения авиаконструктора С.В. Ильюшина

Новости МПГУ
«В аэродромной команде я последовательно работал в качестве помощника моториста, младшего моториста, старшего моториста и браковщиком по самолетам, работал на многих типах самолетов, начав работу с мытья хвостов»

/ Сергей Владимирович Ильюшин

 
«С Ильюшиным я познакомился осенью 1923 года на первых планерных состязаниях в Крыму. Он был слушателем Военно-воздушной инженерной академии, конструктором одного из первых советских планеров, а я московским школьником, до потери сознания влюблённым в авиацию… Не знаю, по каким признакам Сергей Владимирович угадал в 17-летнем юноше будущего конструктора. Но именно его помощи и постоянному вниманию я обязан всем тем, чего достиг»

/ Александр Сергеевич Яковлев, авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда

 
«В Ил-2 как самолёте поля боя конструктивно очень удачно найдено сочетание скорости, манёвра, брони и огня. Его удары по врагу были неожиданными и сокрушительными»

/ Георгий Тимофеевич Береговой, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза

 

В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Военно-исторический календарь», посвящённая отечественным полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам.

 

Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 130-летию со дня рождения авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина (18/30.03.1894 – 09.02.1977).

 

Авиастроение – чрезвычайно сложная и наукоёмкая отрасль. Иметь и развивать её могут позволить себе только очень мощные государства. Отечественное авиастроение в XX веке заслуженно стало одним из ведущих в мире. Славу эту ковали великие авиаконструкторы, которых в нашей стране была целая плеяда. Но даже среди этих гениев имя С.В. Ильюшина стоит особняком. История Сергея Владимировича Ильюшина – это в то же время история всей русской авиации. Стоит только назвать эту фамилию, и среднестатистический житель нашей страны тут же откликнется: «А, конечно, штурмовик Ил-2!» Более продвинутый любитель военной истории, особенно авиационной, немедленно подхватит: «Не забывайте про Ил-28: уникальный бомбардировщик!» Те, кто постарше, успел застать времена позднего застоя и имел редкую по той поре возможность выехать за границу хотя бы в страны соцлагеря, наверняка добавят: «На Кубу через океан на Ил-62 летали – самый дальний самолет в СССР был…». А заговори с военным или спасателем, и первое, что услышишь: «Вот «Матрена» – это да, это транспортник! Какая «Матрена»? Так Ил-76, какая же еще!». Все четверо будут правы. И все четверо прекрасно иллюстрируют главную, удивительную способность этого авиаконструктора. Действительно, за что бы ни брался трижды Герой Социалистического Труда генерал-полковник-инженер Ильюшин Сергей Владимирович – за штурмовик или бомбардировщик, пассажирский лайнер или транспортный самолет, – у него каждый раз получалась уникальная машина.

 

Сергей Владимирович Ильюшин – участник Первой мировой и Гражданской войн, ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1967), доктор технических наук (1940), профессор (1948), академик АН СССР (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), лауреат Сталинской (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952), Ленинской (1960) и Государственной премий СССР (1971), почетный гражданин города Вологды.

С.В. Ильюшин родился 18 марта (30 марта по новому стилю) 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии (ныне входит в состав Новленского сельского поселения Вологодской области).

«Доавиационная» жизнь будущего конструктора была типичной для большинства жителей аграрной России конца XIX – начала XX века. Он родился в бедной крестьянской семье. Одиннадцатый сын, да еще и «последыш», то есть последний, самый младший.

Сергей Владимирович вспоминал о своём детстве: «Читать я научился рано – в шесть лет. Моими первыми книгами были «Ветхий завет» и «Новый завет», «Часослов», журнал «Вестник Европы», который каким-то непонятным образом попал в нашу глухую вологодскую деревню. Восьми лет пошёл я в земскую школу в селе Березники в двух с половиной верстах от нашей деревни. Нам преподавали несколько предметов. Русский язык мы учили по книге Ушинского «Родное слово», занимались чистописанием, писали диктанты, учили географию, арифметику и обязательно Закон Божий. …Одним из учителей в земской начальной школе был Александр Владимирович Чевский. …Это был удивительный человек. Он привил мне любовь к чтению, к знаниям».

С.В. Ильюшин с 12 лет был вынужден помогать родителям по хозяйству. В автобиографии он писал: «Тяжелую физическую работу я стал выполнять очень рано, начав пахать землю в 1906 г., когда мне было всего лишь 12 лет, так как отцу в то время было уже 63 года, а матери 56 лет, и она уже не в состоянии была пахать землю».

Правда, и хозяйство было небольшим. Сергей Владимирович его описал так: «Имущество родителей состояло из дома, коровы, лошади, а также небольшого крестьянского скарба. При этом в 1912 году отец продал лошадь. Обрабатываемая родителями земля состояла из двух душевных десятин, которые принадлежали казне, поэтому за использование земли приходилось платить оброк».

В том же 1906 году С.В. Ильюшин окончил земскую школу. В дореволюционной России это были начальные школы, с 3-х или 4-летним сроком обучения и одним или двумя учителями. Они отличались лучшей постановкой учебно-образовательной работы по сравнению с министерскими и церковно-приходскими школами. По лучшим учебникам того времени в школе он учил чтение, письмо, арифметику, Закон Божий, а также основы природоведения, географии и истории.

Однако начальное образование не даёт специальности и постоянной работы, что вынуждало молодого паренька при пожилых родителях перебиваться случайными заработками. Сергей Владимирович трудился землекопом, косил сено, подрабатывал на красильной фабрике, затем разнорабочим на Коломяжском ипподроме Санкт-Петербурга, там же принял участие в создании на базе ипподрома Комендантского аэродрома. В сентябре-октябре 1910 года на базе аэродрома прошел первый Всероссийский праздник воздухоплавания, где были продемонстрированы достижения отечественной авиации. Именно этот эпизод сыграет ключевую роль в его судьбе. Однако на данном этапе своей жизни С.В. Ильюшин продолжал поиск достойной работы и в конце 1911 года поехал на строительство Амурской железной дороги, откуда спустя год переехал на строительство судостроительного завода в г. Ревель (ныне – Таллинн, Эстония) – «под крыло» старшего брата.

С началом Первой мировой войны Сергея Владимировича призывают в Русскую Императорскую армию, где он отбывает воинскую повинность с декабря 1914 года. Службу проходил в пехоте и начал ее в учебной команде, где до октября 1915 года изучал премудрости военного дела, а затем служил писарем роты. По стечению обстоятельств из пехоты он был направлен для прохождения службы в авиацию, на тот же Комендантский аэродром. Участник Первой мировой войны. Воевал в составе аэродромной команды военного Комендантского аэродрома: помощник моториста, младший моторист, старший моторист, браковщик по самолетам. В 1917 году он поступил и окончил школу летчиков. Февральская, а затем Октябрьская революции в России и последующие события привели к демобилизации С.В. Ильюшина. В 1919 году он был призван в Красную Армию. Участник Гражданской войны. Службу проходил механиком 6-го авиаремонтного поезда на Северном фронте. С февраля 1920 года С.В. Ильюшин переведен в г. Саратов старшим механиком, комиссаром 2-го авиационного парка Кавказского фронта. В феврале – июне 1921 года – начальник 15-го поезда 9-й Кубанской армии Кавказского фронта.

После войны Сергей Владимирович в 1921 года поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. В ноябре 1922 года на базе Института создана Академия Воздушного Флота имени профессора Н.Е. Жуковского, которая с 1925 года стала именоваться Военно-воздушной академией РККА. В 1923 году в академии было создано Военно-научное общество, в составе которого С.В. Ильюшин становится руководителем моторной секции и с этого момента он начинает заниматься научной работой, конструированием, постройкой и испытанием планёров. С окончанием академии в 1926 года Сергею Владимировичу присвоено звание инженера-механика Воздушного флота, и он назначается председателем самолетостроительной секции Научно-технического комитета ВВС. В ноябре 1931 года С.В. Ильюшин – заместитель начальника Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и начальник Центрального конструкторского бюро (ЦКБ).

13 января 1933 года Сергей Владимирович создает ЦКБ при московском заводе имени В.Р. Менжинского, которое в дальнейшем станет Опытным конструкторским бюро (ОКБ), и возглавляет его в должности главного конструктора. ОКБ занималось созданием бомбардировщиков, штурмовиков и пассажирских самолетов. В 1935 году под руководством С.В. Ильюшина был построен двухмоторный дальний бомбардировщик ЦКБ-26, на базе которого в дальнейшем были разработаны такие его модификации, как ДБ-3 (1937), ДБ-3Ф (1938) и Ил-4 (в серийном производстве с 1940 года). На первых боевых самолётах ЦКБ-26 (ЦКБ-30 и ЦКБ-30Ф), созданных в ОКБ, было установлено несколько мировых рекордов высоты с различными грузами.

В 1938–1939 годы на самолётах Сергея Владимировича были совершены беспосадочные перелёты Москва – Спасск (Дальний Восток) и Москва – о. Мискоу (Северная Америка). В 1939 году ОКБ Ильюшина создает бронированный штурмовик Ил-2 (принят на вооружение в 1941 году). В последующем многоцелевой самолёт Ил-4 станет основным дальним бомбардировщиком и торпедоносцем периода Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Ил-2 положил начало новому роду боевой авиации и новой тактике её применения. 20 сентября 1940 года главному конструктору С.В. Ильюшину без защиты диссертации присвоена ученая степень доктора технических наук.

С началом Великой Отечественной войны Сергей Владимирович оставался в прежней должности. 25 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за исключительные заслуги перед государством в области создания новых типов боевых самолетов» С.В. Ильюшину присвоено звание Героя Социалистического Труда. В ходе войны в ноябре 1942 года руководителю ОКБ присваивается воинское звание «генерал-майор инженерно-авиационной службы».

10 января 1943 года в газете «Известия» было опубликовано обращение Ильюшина к И.В. Сталину: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Желая помочь нашей героической Красной Армии быстрее разгромить и уничтожить немецко-фашистские банды, я внёс в Московскую областную контору Госбанка 75 000 рублей и 1 февраля 1943 года внесу ещё 35 000 рублей на строительство авиасоединения «Москва». Желаю Вам, Иосиф Виссарионович, доброго здоровья. Авиаконструктор С. Ильюшин».

В 1943 году ОКБ Ильюшина разработало штурмовик Ил-10, имевший меньшие размеры и лучшие аэродинамические характеристики, чем прежние самолёты (стал поступать на вооружение в 1944 году). Данный факт не остался без внимания правительства – С.В. Ильюшин становится «генерал-лейтенантом инженерно-авиационной службы», а его детище на знамя предприятия добавляет к ордену Ленина, полученному в 1942 году, боевой орден Красного Знамени.

После войны под руководством Сергея Владимировича были разработаны и построены штурмовики Ил-16, Ил-20 с поршневыми моторами, Ил-40 с двумя реактивными двигателями. В 1946 году коллектив ОКБ Ильюшина выпустил первый пассажирский самолёт Ил-12. В том же году выпущен экспериментальный реактивный бомбардировщик Ил-22 с четырьмя двигателями. В 1948 году был принят на вооружение первый советский фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28. Продолжая работать над совершенствованием бомбардировщиков, КБ под его руководством разработало такие самолеты, как Ил-46 и Ил-54.

С 1956 года С.В. Ильюшин – генеральный конструктор ОКБ. В 1957 году под его руководством был создан многоместный турбовинтовой самолёт Ил-18, который длительное время являлся одним из основных самолётов СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года «за заслуги в деле создания новых самолетов» С.В. Ильюшин был удостоен второй золотой медали «Серп и Молот».

Сергей Владимирович был требователен к себе и к сотрудникам ОКБ. Он не слишком поощрял желание подчинённых получать учёные степени. Конструктор полагал – если ты на своём рабочем месте полностью занят основной деятельностью, то времени на что-то другое просто не остаётся. А если хочешь учёную степень, то в КБ Ильюшина тебе лучше не работать.

Трижды Герой Социалистического Труда и лауреат семи Сталинских премий (что является абсолютным рекордом) С.В. Ильюшин, в отличие от Андрея Николаевича Туполева (29.10/10.11.1888-23.12.1972, 8-й участок Новодевичьего), не слишком часто представлял подчинённых к государственным наградам. Зато конструктор старался помогать с решением социально-бытовых вопросов, с их санаторно-курортным обслуживанием. Требовательный Ильюшин считал, что сотрудники должны работать с самоотдачей, но не перерабатывать, ибо, по его мнению, тот, кто работал накануне «на износ», на следующий день в состоянии трудиться лишь вполсилы.

В КБ Ильюшина было заведено строгое правило – все сотрудники уходят в отпуск летом, причём вместе, а затем вместе возвращаются и продолжают совместную работу. Сергей Владимирович умел собирать и сплачивать команду, очень ценил настоящих профессионалов. А ещё он обладал редким качеством, особенно среди людей столь высокого ранга – будучи неправым, он умел открыто это признать, что только добавляло ему уважения.

В родную деревню, которую когда-то оставил подростком, С.В. Ильюшин вернулся только спустя три десятилетия. Но после этого бывал там каждый год, охотясь, общаясь с местными жителями. Он с удовольствием пел русские песни, словно возвращаясь в детство, к своим крестьянским корням. В те времена ещё не было «корпоративов» как таковых, но в КБ Ильюшина существовала традиция – раз в год главный конструктор заказывал теплоход, и все сотрудники отправлялись на нём по каналу Волга – Москва. Теплоход останавливали в живописном месте, высаживались на берег, играли в футбол, в волейбол, плавали, боролись, накрывали большой общий стол. Этот праздник затем вспоминали целый год, с нетерпением ожидая нового.

Сергей Владимирович был непростым человеком. Многие не выдерживали его требовательности, кто-то считал его прижимистым на награды, другие полагали, что он слишком долго удерживал при себе специалистов, не давая простора для их самостоятельного роста. Но все признавали одно: талантливый самородок С.В. Ильюшин создал уникальное КБ, в котором был настоящим Хозяином. Его самолёты завоевали всемирную славу и признание. С 1958 по 1969 год на самолете Ил-18 было установлено 22 мировых рекорда.

Последним самолётом, созданием которого руководил Сергей Владимирович, стал Ил-62 – первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт. Дальнейшей работе стали мешать проблемы со здоровьем. С.В. Ильюшин и здесь поступил не так, как другие – пожизненным главным конструктором не остался, а в 1970 году передал пост Генриху Новожилову, сохранив за собой научно-технические функции. Он не ошибся в выборе – Генрих Васильевич Новожилов (27.10.1925-28.04.2019, Федеральное мемориальное военное кладбище) – авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, сохранил и приумножил славу легендарного КБ.

За исключительные заслуги в развитии авиационной науки и советского самолетостроения и в связи с юбилеем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1974 года С.В. Ильюшин был награжден третьей золотой медалью «Серп и Молот». Как ученый и авиаконструктор Сергей Владимирович создал свою научную школу в области самолётостроения, внес крупный вклад в развитие отечественной авиации. В последующие годы коллектив ОКБ имени С.В. Ильюшина создал реактивный транспортный самолёт Ил-76 в различных модификациях и первый в Советском Союзе широкофюзеляжный пассажирский самолёт (аэробус) Ил-86, самолёты Ил-96-300 и Ил-114.

Последние годы жизни Сергей Владимирович продолжал работать в родном КБ в качестве консультанта. Одним из «грехов» в биографии С.В. Ильюшина является то, что он невольно лишил советских конструкторов права самим летать за штурвалом. 21 апреля 1938 года Ильюшин, пилот с 20-летним стажем, попал в аварию во время служебного перелёта из Москвы в Воронеж на самолёте УТ-2. Ильюшин и его пассажир отделались относительно лёгкими травмами, но сразу после этого вышел приказ, запрещающий главным конструкторам выступать в качестве пилотов.

Но если из С.В. Ильюшина аса не вышло, то его старший сын, генерал-лейтенант авиации Владимир Сергеевич Ильюшин (31.03.1927-01.03.2010, Химкинское), оказался настоящим «королём неба». Лётчик-испытатель В.С. Ильюшин, шеф-пилот ОКБ П.О. Сухого, установил несколько мировых рекордов, в том числе первым достигнув на боевом самолёте высоты в 28 километров. За этот полёт он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Деятельность Сергея Владимировича была отмечена высокими званиями и государственными наградами: Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), восемь орденов Ленина (1937, 1941, два ордена в 1945, 1954, 1964, 1971, 1974), орден Октябрьской революции (1969), два ордена Красного Знамени (1944, 1950), орден Трудового Красного Знамени (1939), два ордена Красной Звезды (1933, 1967), орден Суворова I и II степени (1944, 1945); медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), «За оборону Москвы» (1943), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (1945), «За победу над Японией» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (1946), «В память 800-летия Москвы» (1948), «Ветеран Вооруженных Сил СССР» (1976), юбилейными медалями.

С.В. Ильюшин скончался 9 февраля 1977 года. Покоится на 7-ом участке (13-й ряд) Новодевичьего кладбища. В память о Сергее Владимировиче в Москве и Вологде установлены бронзовые бюсты. Его именем названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде и Тюмени. Имя С.В. Ильюшина носит Московский машиностроительный завод и созданное им ОКБ.

Источники:

– Герои страны. Ильюшин Сергей Владимирович: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9950&ysclid=lu7urho5xa153805765

– Взлётная полоса Сергея Ильюшина: https://aif.ru/society/history/muzhik_pridumavshiy_krylya_vzletnaya_polosa_sergeya_ilyushina?ysclid=lu7ufdcqqo427694927

– Сергей Ильюшин. Как землекоп стал конструктором самолётов:

https://russkiymir.ru/publications/311748/?ysclid=lu7v073xvk640996477

– Авиаконструктор Сергей Юльюшин: Творец рекордсменов: https://topwar.ru/82209-aviakonstruktor-sergey-ilyushin-tvorec-rekordsmenov.html?ysclid=lu7sznc2iu809839741

– Создатель самолёта-легенды: https://rusmir.media/2023/03/30/ilyushin?ysclid=lu7y68jwx8308439334

– Сергей Владимирович Ильюшин:

https://историческийбагаж.рф/post/sergey-vladimirovich-ilyushin-985?ysclid=lu7trsqadi645055126

– К 120-летию со дня рождения советского авиаконструктора С.В. Ильюшина:

https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11905037@cmsArticle

 

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

30 / 03 / 2024

Показать обсуждение