«С именем Лавриненко был связан буквально каждый километр боевого пути 1-й гвардейской танковой бригады. Не было ни одного серьёзного боевого дела, в котором он бы не участвовал. И всегда показывал пример личной храбрости, мужества и отваги, командирской сметливости и расчётливости… Двадцать восемь кровопролитных боёв с противником было на его счету. Трижды горела машина Дмитрия Лавриненко, но отважный танкист из самых тяжёлых ситуаций выходил невредимым. Он уничтожил 52 фашистских танка. История минувшей войны не знает другого такого примера. Всего двадцать семь лет прожил замечательный танкист, сын кубанского казака из станицы Бесстрашная. Да, станица оправдала своё название. Она дала Родине бесстрашных сыновей. Отец Дмитрия Федоровича в годы Гражданской войны был красным партизаном и пал смертью героя в боях с белогвардейцами. Сын его отдал жизнь в смертельной схватке с проклятым фашизмом» / Маршал бронетанковых войск Михаил Ефимович Катуков |
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Военно-исторический календарь», посвящённая отечественным полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам, художникам и музыкантам, писателям и режиссёрам.
Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 110-летию со дня рождения Дмитрия Фёдоровича Лавриненко (01/14.10.1914 – 18.12.1941).
Дмитрий Фёдорович Лавриненко – советский офицер, танковый ас, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1990).
Д.Ф. Лавриненко родился 1 октября (14 октября по новому стилю) 1914 года в станице Бесстрашной (ныне Отрадненского района Краснодарского края) в семье кубанского казака.
Отец, Фёдор Прокофьевич Лавриненко, казак из станицы Бесстрашной, участник Первой мировой войны, артиллерист. Переселился на Кубань из Черниговщины. Воевал на турецком и восточном фронтах. В годы Гражданской войны был красногвардейцем и погиб в боях с белоказаками. Мать – Матрёна Прокофьевна (Ситникова; 1892-1985). Во время Гражданской войны была вынуждена перебраться вместе с родителями в соседнюю станицу Отважную, спасаясь от расправы белогвардейцев генерала В.Л. Покровского. После установления советской власти семья получила земельный надел в Грязнухе. Работала заведующей столовой, вступила в ВКП(б), стала председателем станичного совета на хуторе Сладкий. В послевоенные годы её не забывали бывшие однополчане Дмитрия Лавриненко, у катуковцев установилась постоянная переписка с Матрёной Прокофьевной. По инициативе маршала бронетанковых войск М.Е. Катукова, она приезжала на встречу ветеранов, а музею бывшей 1-й гвардейской танковой бригады была передана её фотография. Бывшие однополчане сопровождали её по всему боевому пути сына, приглашали на перезахоронение останков Дмитрия в братской могиле в деревне Деньково. Проживала в Армавире. Скончалась в 1985 году в Усть-Лабинском доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Семилетним Митя пошёл в станичную школу. Учился он хорошо, проявляя большие способности. Долгие зимние вечера просиживала Матрёна Прокофьевна со своим сыном, рассказывая ему об отце, о его гибели, о своих переживаниях. Широко открытыми глазами смотрел Митя на мать, боясь проронить хоть одно слово. Как-то он сказал ей: «Мама, когда я вырасту, я отомщу белым гадам за папу и за тебя, мама».
В 1931 году Дмитрий Лавриненко окончил школу крестьянской молодёжи в станице Вознесенской, а затем – учительские курсы в городе Армавире. После этого в 1931-1933 годах Лавриненко приехал работать учителем в школе на хутор Сладкий, председателем станичного Совета, в котором была его мать. По его инициативе в сельской школе возникли драмкружок, струнный оркестр и спортивные секции – борьба, футбол, волейбол и лёгкая атлетика. Бывшая ученица Дуся Захарченко вспоминала: «Признаться, мы, девчонки, были просто влюблены в своего учителя, но он или не замечал, или делал вид, что не замечает. Уроки Дмитрий Фёдорович проводил раскованно, с выдумкой, с фантазией. И что удивительно – вёл занятия сразу в двух классах – помещение одно, а класса два, второй и четвёртый, по два ряда парт занимал каждый… Не без его влияния я стала учительницей».
В 1933-1934 годах работал статистиком главконторы совхоза «Хуторок», затем кассиром сберкассы в селе Новокубанское (в 12 км к северу от Армавира).
В 1934 году записался добровольцем в РККА, был направлен в кавалерию. В мае 1938 года по сжатой программе окончил Ульяновское бронетанковое училище. По отзыву командира роты, лейтенант Дмитрий Лавриненко – «скромный, исполнительный и аккуратный командир танка». По воспоминаниям его бывшего однополчанина Героя Советского Союза А.А. Рафтопулло, «экзамены он сдал с хорошими и отличными оценками, ведь он пришёл в армию со специальностью учителя. Наука Дмитрию давалась хорошо, он отличался особым трудолюбием, выдержкой, добротой и скромностью. Очень любил технику и старался как можно скорее ею овладеть. Стрелял из всех видов оружия на «отлично», так его и называли друзья: «Снайперский глаз».
В 1939 году Лавриненко принял участие в походе на Западную Украину, в 1940 – в походе в Бессарабию. В 1940 году в Станиславе на молодёжном вечере Д.Ф. Лавриненко познакомился со своей будущей женой – Ниной, которая была родом из села Андрюки. По воспоминаниям Матрёны Прокофьевны, «первый раз домой Митя, её, свою невесту, прямо на танке привёз, мы же тут, в военном городке жили. Вылезли из люка, он её снял с гусеницы, ухватил в оберемок, несёт в комнату, а она вырывается – стеснительная такая». Поженились в Виннице летом 1941 года, куда с началом Великой Отечественной войны отступала с боями воинская часть Дмитрия. Вынуждена была расстаться с Дмитрием в Сталинграде, откуда он вместе с частью уехал под Москву. Вскоре вместе с семьями офицеров была эвакуирована в Среднюю Азию, в город Фергана. Училась на курсах медсестёр, затем в начале августа 1942 года была отправлена на фронт. Когда её эшелон проходил через Армавир, отпросилась в город, чтобы навестить Матрёну Прокофьевну. Погибла во время немецкой бомбардировки железнодорожного вокзала Армавира.
В первых боях Лавриненко отличиться не смог. Его лёгкий быстроходный танк БТ-5 вышел из строя. Наступление немцев было стремительным, и командование нашей армией приказало в спешном порядке отступать, а неисправную технику уничтожить. Лавриненко свой танк взрывать отказался, он сделал всё, чтобы спасти машину.
В конце лета 1941 года Дмитрий попал в 4-ю танковую бригаду под командованием полковника Катукова, которую оснастили только что сошедшими с конвейера Сталинградского тракторного завода новыми танками КВ и Т-34. Старший лейтенант Лавриненко был назначен командиром танкового взвода Т-34. Как воспоминали его однополчане, Дмитрий был несказанно рад, получив новую машину, и сказал: «Ну, теперь я с Гитлером рассчитаюсь!».
Первый свой результативный бой Лавриненко провёл в октябре под Мценском с частями немецкой танковой группы генерал-полковника Гейнца Гудериана. Фашистские машины подавили наши противотанковые пушки, вышли на советские позиции и начали буквально утюжить окопы. На помощь пехоте Катуков срочно отправил группу из четырёх танков Т-34 под командованием старшего лейтенанта Лавриненко, которая в том бою суммарно подбила 15 немецких танков. Четыре из них уничтожил экипаж Лавриненко. Механик-водитель старший сержант Пономаренко вспоминал: «Лавриненко нам сказал так: “Живыми не вернуться, но миномётную роту выручить. Понятно? Вперёд!” Выскакиваем на бугорок, а там немецкие танки, как собаки, шныряют. Я остановился. Лавриненко – удар! По тяжёлому танку. Потом видим, между нашими двумя горящими лёгкими танками БТ немецкий средний танк – разбили и его. Видим ещё один танк – он убегает. Выстрел! Пламя… Есть три танка. Их экипажи расползаются. В 300 метрах вижу ещё один танк, показываю его Лавриненко, а он – настоящий снайпер. Со второго снаряда разбил и этот, четвёртый по счёту. Так вот миномётную роту и спасли. А сами – без единой потери!».
Буквально через несколько дней у деревни Шеина Лавриненко удалось одному отразить атаку 10 немецких танков. Он применял тактику засады и постоянно менял свои позиции, в результате планы немцев были сорваны.
Но особенно Дмитрий отличился осенью 1941 года в боях под Волоколамском. Поздним вечером 19 октября 4-я танковая бригада прибыла на станцию Чисмена. Экипажа старшего лейтенанта Лавриненко в её составе не было. Катуков несколькими днями ранее поручил ему охранять штаб 50-й армии. С тех пор от Дмитрия никаких известий не было.
Он пришёл в расположение своей бригады 20 октября, пешком. Вместо танка за ним следовал немецкий штабной автобус. Начальник политотдела старший батальонный комиссар Деревянкин стал требовать объяснений.
Как оказалось, штаб 50-й армии практически сразу же отпустил экипаж Лавриненко. Но догнать свою бригаду Дмитрий не мог, дорога на всём протяжении была забита автотранспортом. Тогда он решил завернуть в Серпухов и там постричься. В тот момент, когда Лавриненко и его бойцы расположились в парикмахерской, коменданту города Павлу Фирсову поступил звонок от перепуганной телефонистки из соседнего посёлка. Она кричала, что мимо них прошла немецкая колонна. Из-за того что 17-я стрелковая дивизия была вынуждена занять новый рубеж обороны, дорога на Серпухов оказалась открытой. Немцы отправили в город большой разведывательный отряд, до батальона пехоты и мотоциклистов, три грузовика с пушками и штабной автобус.
Комендант города был в растерянности. Противостоять гитлеровцам мог лишь небольшой истребительный отряд, наспех сформированный из вчерашних школьников и стариков. Но вдруг кто-то сказал, что видел в городе у парикмахерской танк Т-34. Вскоре перед Павлом Фирсовым стоял красавец-танкист – Дмитрий Лавриненко.
“Топливо есть, комплект боеприпасов имеется, вести бой с немцами готов. Покажите дорогу”, – сказал он. Выбрав удачную позицию, с которой хорошо со всех сторон просматривалась дорога, и замаскировав машину на опушке леса в районе Протвино, танкисты стали ждать появления немцев. Гитлеровцы показались очень скоро, они вели себя очень уверенно и даже не выслали разведку вперёд. Лавриненко подпустил головную машину на 150 метров и открыл огонь. Два орудия сразу же были разбиты, а третье – немцы предприняли попытку развернуть. Увидев это, Лавриненко дал команду идти на таран. “Тридцатьчетвёрка” врезалась в грузовики с пехотой.
Из письменного донесения полковнику товарищу Катукову от коменданта города Серпухова комбрига Фирсова: «Командир машины Лавриненко Дмитрий Фёдорович был мною задержан. Ему была поставлена задача остановить прорвавшегося противника и помочь восстановить положение на фронте и в районе города Серпухова. Он эту задачу не только с честью выполнил, но и геройски проявил себя. За образцовое выполнение боевой задачи Военный совет армии всему личному составу экипажа объявил благодарность и представил к правительственной награде».
Экипаж старшего лейтенанта Лавриненко сдал коменданту города Серпухова 13 вражеских автоматов, 6 миномётов, 10 мотоциклов с колясками и противотанковое орудие с полным боекомплектом. Кроме того, при помощи истребительного батальона были захвачены несколько пленных. Немецкий штабной автобус Фирсов разрешил отвезти в танковую бригаду. В нём были найдены документы и карты, которые Катуков срочно отправил в Москву.
Уже через несколько дней Лавриненко предстояло оборонять рубеж к северу от шоссе Волоколамск – Москва. В тех боях он проявил не только мужество, но и смекалку. Он атаковал немцев из засады, неоднократно вызывал вражеский огонь на себя, чтобы выявить расположение огневых точек. Его “тридцатьчетвёрка” однажды была подбита, но ему удалось уцелеть. Родным он писал, что погибать не собирается и фашистов в Москву не пропустит. Он был настолько бесстрашным и так отчаянно сражался, что ему удавалось не только отбивать атаки немцев, но и предотвращать в составе своей группы их наступления на отдельно взятые небольшие деревни.
18 ноября 1941 года в деревне Гусенево на глазах у Дмитрия от осколка мины погиб командир 316-й стрелковой дивизии генерал И.В. Панфилов. Данное происшествие очень сильно его потрясло. Он как будто предчувствовал, что это может случиться и с ним.
Последние письма Дмитрия Лавриненко: «Привет из лесу! Здравствуйте, мама, Нина, Люба, бабушка, Толя, Тая, возможно, Леня (если не уехал)! Сообщаю, что жив, здоров и невредим, чего и вам желаю. Пишу письмо в лесу, около землянки. Уже темнеет. Сегодня получили подарки от москвичей… Мы защищаем подступы к Москве. Вы уже, наверное, знаете из газет о нашей части, и в частности обо мне. Мама, Нина, возможно, вы и отвечали на мое письмо, которое я писал в лесу под Орлом, но я его не получил, так как вскоре мне пришлось сменить место. Я один ехал на своем танке, отдельно от части. Был в Москве, смотрел улицы, дома и опять – на фронт. В части меня хорошо встретили и представили к правительственной награде. Поздравляю вас с праздником 24-й годовщины Октября. Мы его справляем у костра, выпили по сто согревающих граммов и беседуем, а на рассвете – в бой… 6.11.41 г.». «Проклятый враг все стремится к Москве, но ему не дойти до Москвы, он будет разбит. Недалёк тот час, когда мы будем его гнать и гнать, да так, что он не будет знать, куда ему деваться. Обо мне не беспокойтесь. Погибать не собираюсь. Пишите письма срочно, немедленно. С приветом, Дмитрий. 30.11.41 г.»
18 декабря, продолжая наступление на Волоколамском направлении, танковая бригада Катукова ворвалась в село Покровское, где уничтожила целый немецкий гарнизон. Затем экипаж Лавриненко направился выбивать немцев из соседней деревни Горюны. В этом бою, по некоторым данным, Лавриненко уничтожил свой 52-й немецкий танк. Желая стереть Горюны с лица земли, гитлеровцы начали обстреливать деревню из минометов. Лавриненко в тот момент как раз выбрался из танка и поспешил с докладом к командованию. Осколок мины оборвал его жизнь. Ему было всего 27 лет. Его похоронили на месте боя, около шоссе, между селом Покровскими деревней Горюны (ныне – Анино). В 1967 году место захоронения было найдено поисковым отрядом учащихся 296-й средней школы города Москвы под руководством учителя Н.В. Хабаровой. Торжественно перезахоронен в братской могиле около деревни Деньково Истринского района Московской области в присутствии его матери Матрёны Прокофьевны, бывшего комиссара полка полковника в отставке Я.Я. Комлова, а также учащихся 296-й средней школы города Москвы и школы-интерната № 1 города Армавира.
22 декабря 1941 года Лавриненко был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако тогда его наградили только орденом Ленина. Приказом 1-й гвардейской танковой бригады № 073 от 7 мая 1943 года был посмертно зачислен в списки личного состава частей и подразделений бригады.
После Великой Отечественной войны маршал бронетанковых войск Михаил Ефимович Катуков, генерал армии Дмитрий Данилович Лелюшенко, а также кубанские писатели Гарий Немченко Пётр Придиус, Станислав Филиппов и краеведы добивались награждения Лавриненко, и лишь 5 мая 1990 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно. Родственникам героя были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» № 11615. В честь его боя по защите Серпухова в деревне Калинино установлен танк-памятник Т-34-85.
Именем Лавриненко названа школа № 28 и улица в станице Бесстрашной, школа № 3 в Протвино (2014), школа № 61 в хуторе Ленина в Краснодаре (2019), улицы в Москве, Орле, Волоколамске, Армавире, Краснодаре, 6 сентября 2018 года в рамках празднования 100-летнего юбилея Ульяновского танкового училища была названа улица в Заволжском районе Ульяновска. Во дворе школы №3 в Протвино 21 июня 2017 года поставлен бюст. 10 сентября 2017 года, в День танкиста, бюст Дмитрия Лавриненко открыт на территории парка «Патриот» в Кубинке. 14 октября 2017 года бюст Дмитрия Лавриненко открыт на родине в станице Бесстрашной. В честь Д.Ф. Лавриненко назван перевал в Джунгарском Алатау. Старший лейтенант Лавриненко – единственный из средних командиров Красной Армии, был указан в титрах киноэпопеи «Битва за Москву» режиссёра Юрия Озерова среди военачальников, чьи воины отличились в боях за Москву.
Члены экипажа Лавриненко: механики-водители старший сержант Пономаренко, старший сержант М.И. Бедный (1918-18 ноября 1941; уничтожил в составе экипажа 37 танков), М.М. Соломянников; стрелки-радисты сержант И.С. Борзых (1908 – пропал без вести в бою 16 июля 1944), рядовой А.С. Шаров (1916-19 ноября 1941); заряжающий рядовой Федотов.
Награды и звания Д.Ф. Лавриненко: Герой Советского Союза (5 мая 1990, посмертно; медаль «Золотая Звезда» № 11615); орден Ленина (22 декабря 1941, посмертно).
Источники:
– Бесстрашный танкист из станицы Бесстрашной
https://mikhael-mark.livejournal.com/1188483.html?ysclid=m24guv345c992173473
– Лучший танкист Красной Армии https://dzen.ru/a/Y52jIdJBpXATbZ14?ysclid=m24gwbcyz7684563746
– Лучший танковый ас СССР https://proza.ru/2020/10/24/599?ysclid=m27x05abhy545950160
– Как танкист Лавриненко спас Серпухов https://tsargrad.tv/articles/v-parikmaherskuju-na-tanke-kak-tankist-lavrinenko-spas-serpuhov_259014?ysclid=m24hui5njz403137556
– Советский танкист-рекордсмен https://topwar.ru/153201-samyj-krutoj-sovetskij-tankist-kak-srazhalsja-dmitrij-lavrinenko.html?ysclid=m24gxunsvo699743926
– Самый известный выпускник Ульяновского танкового училища
– Память народа. https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero109028887/?ysclid=m24hgei7rc883680481
– Катуков М.Е. На острие главного удара. – М., 1974.
– Лелюшенко Д.Д. Москва – Сталинград – Берлин – Прага. Записки командарма. – М., 1987.
– Шумилов В.Е. Равнение на подвиг. – Воронеж, 2000.
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.